Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ»73»г. Оренбурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ»73»г. Оренбурга.
Advertisements

Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Презентация по литературе Ученицы 9 «Б» класса Бургановой Гузели.
А. Но есть иное дерево, которое мы не замечаем весной… Б. И тогда уже нельзя не заметить это дерево, пройти мимо его! В. То янтарные, то оранжевые, то.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
Пейзаж в лирике Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Задачи изучения лирики Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою Формирование умения воссоздать картины,
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Искусство образной речи урок-исследование художественного текста А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» Составила учитель: Тарасенко С.И. Муниципальное общеобразовательное.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Ф. И. Тютчев. "Листья"
Транксрипт:

Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ»73»г. Оренбурга

«У каждого есть предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души.»

«Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира». - Найдём ключевые понятия в словах Оботурова.

Эти ключевые понятия позволяют нам говорить о приёме ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ один из устойчивых принципов организации текста. Суть его в том, что сюжет строится на последовательном сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. ЧеловекПрирода

Первая, "природная" часть стихотворения вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоциональный фон (и своеобразный ключ) для второй. -Давайте найдём строчки, посвященные миру природы. -О каком времени года говорит поэт? -С чем у вас ассоциируется осень? В первом предложении используется инверсия. Инве́рсия- (от лат. inversio – переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. -Что даёт изменение прямого порядка слов в смысловом и ритмическом планах?

- Какой глагол использует Рубцов в первой строчке стихотворения? А почему не «облетели»? В чём разница? Улететь – это 1)Летя, удалиться (о птицах, насекомых) 2)Быстро, стремительно уйти, убежать 3)Исчезнуть, пропасть, перестать быть видимым, слышимым 4)Быстро пройти, миновать 5)Перенестись куда-л. в мыслях, воображении ОБЛЕТЕТЬ - это ОБЛЕТЕТЬ, -1) вокруг кого-чего. Пролететь вокруг. 2)Опасть, осыпаться. Сухие листья облетели. Яблоневый цвет облетел. 3). Быстро распространившись, сделаться известным кому-н. Весть облетела весь город

-Во 2 строке о какой НЕИЗБЕЖНОСТИ говорит поэт? Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность! -Какой приём используется в данных строчках? -Глаголы какого наклонения использует Рубцов? -Почему надо жалеть не листья, а любовь и нежность? -О какой неизбежности говорит автор? Что нельзя изменить, а что можно?

-В последнем четверостишии к чему призывает нас поэт? Обратите внимание, что только в последнем четверостишии появились типичные для стихотворениях о природе имена прилагательные. Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур. -Какую особенность в построении стихотворения вы могли бы назвать? Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как называется такая композиция? В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. - Как вы думаете, зачем в данном стихотворении использует поэт кольцевую композицию?

Безусловно, эта осенняя элегия не только об улетевших листьях. Точнее даже сказать, не столько о листьях, сколько о человеческих переживаниях. Связи между человеческим сознанием и бытием природы едва ощутимы, и все-таки в подтексте стихотворения можно уловить диалог двух любящих сердец. Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений. Чувства эти передаются не через прямую речь, а полунамеками, так, что даже восклицательные и вопросительные интонации почти не ощущаются. Они растворяются в плавном ритме и оригинальной звукописи. Любовь и русская природа едины для Рубцова. Кто еще мог написать такие проникновенные строчки, не отдавая в них первенства ни возлюбленной, ни русской природе!

В стихотворении конкретный образ дерева тополя. В народной поэтике дерево представляется покрытым листьями, как человек - платьем. "Поэтому покровение, как символ брака, изображается и облаком, и зеленью листьев... Наоборот, опадание листьев сравнивается с разлукою..." (А. Потебня). Образ дерева составляет основу зачина стихотворения.

Лирический герой его стихотворений связывает свою печаль с шумными метелями, восклицая и вопрошая: Не кляни ты шумные метели! Разве в этом кто-то виноват, Что с деревьев листья улетели? Ему видится, как тополя стали голыми, он видит, как порывом ветра срываются листья и риторически вопрошает: "Разве в этом кто-то виноват?" Все эти символические образы несут значения печали, грусти, потерянной любви: Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность ! Признак увядания - облетающие с деревьев листья - печалят героя стихотворений Рубцова, он предчувствует смерть, страшную смерть.