От очного преподавания к электронному учению Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО naumov@newedu.by nww59@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таксономия Выглядит как …… Звучит как ………. Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации.
Advertisements

Обучение по целям Владимир Наумов независимый консультант руководитель Группы Контент, слайды или события учебного процесса? Цели курса.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Знать не нужно понимать 1 Группа «Новое электронное образование», 2011.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Образовательные технологии формирования компетентностной модели бакалавров и магистров в области авиастроения Никин Алексей Дмитриевич Уфимский государственный.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Транксрипт:

От очного преподавания к электронному учению Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО

Что вы за фрукт? 2 Группа «Новое электронное образование», 2014

Поассоциируем: 1. Знать 2. Понимать 3 Группа «Новое электронное образование», 2014

Подефинируем 1. Знание 2. Понимание 4 Группа «Новое электронное образование», 2014

Попаримся Выработаем совместное определение 5 Группа «Новое электронное образование», 2014

Поработаем коллективно Фрукты 1 Фрукты 2 6 Группа «Новое электронное образование», 2014

Знание в обучении это 1. форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. 2. (в широком смысле) субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. 3. (в узком смысле) обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. 4. совокупность информации и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. 7 Группа «Новое электронное образование», 2014

Проголосуем за знание в обучении 1. форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. 2. (в широком смысле) субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. 3. (в узком смысле) обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. 4. совокупность информации и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. 8 Группа «Новое электронное образование», 2014

Данные (информация) и знание Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. 9 Группа «Новое электронное образование», 2014

? 10 Знание у нас Зна́ние в теории искусственного интеллекта и экспертных систем 1.форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. 2.(в широком смысле) субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. 3.(в узком смысле) обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. 4.совокупность информации и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. Группа «Новое электронное образование», 2014

11 Дизайн процесс спецификации учебной системы (средства обучения), описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев. Instructional Design Группа «Новое электронное образование», 2014

Пропонимаем понимание? 12 Пониманиепреобразование учебного материала из одной формы выражения в другую Группа «Новое электронное образование», 2014

13 Дизайн процесс спецификации учебной системы (средства обучения), описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев. Что такое спецификация? Группа «Новое электронное образование», 2014

14 Спецификация 1.определение и перечень специфических особенностей, уточнённая классификация чего- нибудь; 2.термин, обозначающий набор требований и параметров, которым удовлетворяет некоторый объект (например, средство обучения) А вот что оно такое … Группа «Новое электронное образование», 2014

15 Система обучения представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучение. ID утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей (Жильберт Пакетт): 1.модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний); 2.модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн); 3.медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых в еL независимо от их формата (разработка ПО); 4.модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения (сценарии диалога). Группа «Новое электронное образование», 2014

16 Б. Блум выделит 6 категорий целей обучения: знание понимание применение анализ синтез оценка, которые он расположил в таксономию. Таксоно́мия иерархически выстроенная от простого к сложному система целей и результатов Категории целей обучения Группа «Новое электронное образование», 2014

17 Таксономия целей обучения Целевая категория Значение категории Знание запоминание и воспроизведение изученного материала Понимание преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую Применение самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств Группа «Новое электронное образование», 2014

18 Таксономия для наивных Целевая категория Значение категории Знание Материал для запоминания и воспроизведения аудиторией На стороне средства Понимание преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую На стороне ? … Применение самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств Кто все это делает?

19 Баланс преподавания и учения Целевая категория Е- курс / Преподаватель ЗнаниеТранслирует Понимание Обеспечивает на стороне учащегося Применение Анализ Синтез Оценка Преподавание Учение

Все течет … 20 Группа «Новое электронное образование», 2014

Глаголы действия Поскольку результаты обучения касаются того, что учащиеся могут делать по завершении учебной деятельности, описание результатов осуществляется с помощью глаголов действия (активными глаголами), а не состояния. 21 Группа «Новое электронное образование», 2014 Сравните Знать (помнить) таблицу умножения Умножать целые положительные числа от 1 до 100

22 Что значит знать? Узнавать Помнить Вспоминать Воспроизводить – не понимая, не искажая, не интерпретируя и не оценивая данных ( ! ) Понимать Интерпретировать Развивать Критиковать Анализировать Обобщать Оценивать Группа «Новое электронное образование», 2014

Что такое учебные данные Определение 23 Группа «Новое электронное образование», 2014

Что такое учебные данные Признаки 24 Группа «Новое электронное образование», 2014

Что такое учебные данные Объем 25 Группа «Новое электронное образование», 2014

Что такое учебные данные Классификация 26 Группа «Новое электронное образование», 2014

27 Запоминание и воспроизведение определенной информации основные процессы этом уровне. От обучаемых требуется : - знание конкретных данных - терминологии, конкретных фактов - знание средств и способов действия с конкретными данными, норм и правил, тенденций и последовательности; классификаций, критериев, методов - знание категорий и общих понятий в какой-то области: принципов и обобщений, теорий и моделей Оценивается: умение припоминать, опознавать и пересказывать информацию Методы: тестирование и опросы Знание Группа «Новое электронное образование», 2014

Что такое учебные данные Что делает с данными учащийся? 28 Группа «Новое электронное образование», 2014

Знание Знание конкретных данных: Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт) Знание средств и способов действия с конкретными данными: Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод) Знание категорий и общих понятий: Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру) Кто… Что… Когда... Где Чем… Кем… Каким способом… Сколько… Какой… Группа «Новое электронное образование»,

Глаголы (Знание) Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, сообщить 30 Группа «Новое электронное образование», 2014 Припоминать, опознавать, пересказывать

Что такое понимать? Что мы делаем, когда понимаем? 31 Группа «Новое электронное образование», 2014

Подразумевает, по Б.Блуму перевод, интерпретацию и экстраполяцию. Перевод: 1) передача информации на другом языке, в других терминах или в другой форме 2) преобразование абстрактного в конкретное или повседневное 3) приведение иллюстрации или примера, поясняющего некий принцип или абстракцию 4) преобразование чего-то в более краткую форму 5) преобразование слов в символы, иллюстрации, карты, таблицы, диаграммы, графики или формулы и наоборот Понимание Группа «Новое электронное образование»,

Интерпретация (объяснение) : 1) фиксация главной идеи какой-либо работы как целого 2) отделение существенного от несущественного 3) распознавание обоснованных выводов в отличие от необоснованных 4) выведение заключения или обобщение данных Понимание Группа «Новое электронное образование»,

Экстраполяция: расширение смысла или определение значения, последствий или следствий чего-либо в будущем на основе представленной обучающемуся информации Понимание Например: К каким последствиям приведет организацию переход от иерархической организационной структуры к проектной? Группа «Новое электронное образование»,

Оценивается: умение обрабатывать информацию: переформулировать материал собственными словами переструктурировать или предугадывать идеи Методы: тесты выбора, опросники, буксировка, ввод с клавиатуры Понимание Группа «Новое электронное образование»,

Понимание Перевод: Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график) Интерпретация: Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты) Экстраполяция: Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов) Какой пример соответствует… Какова главная идея… Правильно ли я понимаю, что это означает… Можете ли Вы объяснить... Как можно перефразировать (резюмировать)… 36 Группа «Новое электронное образование», 2014

Глаголы (Понимание) Связать, изменить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, поддержать, описать, провести различение, распознать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать критический обзор, выбирать, решать, переводить 37 Группа «Новое электронное образование», 2014 Переформулировать, выразить в иной форме, переструктурировать

Ребенок применил опыт … 38 Группа «Новое электронное образование», 2014

Умение соотносить свои знания с реальной ситуацией, т.е. применять эти идеи в решении продуктивных задач: использовать знания в новых ситуациях без подсказки со стороны преподавателя применять абстрактное знание в практической ситуации Применение Группа «Новое электронное образование»,

Оценивается: демонстрация применения чего-либо Методы: симуляция, игра, решение задач и кейсов, принятие решения, конструирование Применение Группа «Новое электронное образование»,

Применение Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, производит, относит, показывает, решает, использует (понятия и принципы для анализа новых ситуаций), применяет (законы и теории к ситуациям практики). Что будет результатом, если … Как применить … для … Можно ли использовать … для … Как можно решить … проблему, используя знания о … Группа «Новое электронное образование»,

Глаголы (применение) Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносить, планировать, выбрать, показать, описать в общем, решить, передать, использовать 42 Группа «Новое электронное образование», 2014 Использовать знания в обстоятельствах …

43 Где живут звуки речи?

Анализ: а на что, собственно, делим? 44 Группа «Новое электронное образование», 2014

умения классифицировать или членить материал на его составляющие: 1) элементы (например, на предположения, факты, гипотезы, мнения, выводы, подкрепляющие высказывания и т. п.); 2) связи (например, причина и следствие, последовательность, предположения и выводы и т. п.); 3) принципы организации чего-либо (например, форма, модель, материалы и их связь с точкой зрения и т. п.). Анализ Группа «Новое электронное образование»,

оценивается способность анализировать материал по элементам, связям и принципам организации Методы: опросы и тесты (ограниченно), drag&drop: классификации, декомпозиция, моделирование Анализ Группа «Новое электронное образование»,

Анализ Элементов: Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т.п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений) Связей: Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и следствиями); реконструирует (взаимодействия и взаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной информацией) Принципов организации: Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы) Как… связано с… В чем различие... Каковы основные допущения… Каковы возможные мотивы… Каковы составляющие... Как можно классифицировать… Какие подтверждения можно привести… Что свидетельствует о … Каковы отношения между… 47 Группа «Новое электронное образование», 2014

Глаголов (Анализ) Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверить, собрать данные, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, вычленить, подразделить, проверить 48 Группа «Новое электронное образование», 2014 Членить по элементам, связям, способам организации

Синтез без анализа – потому ошибка? 49 Группа «Новое электронное образование», 2014

умение синтезировать элементы для получения единого целого, которое ранее не было известно обучаемому Синтез Например: Составьте план работ и программу взаимодействия членов проектной команды Группа «Новое электронное образование»,

Оценивается: самостоятельность креативность Методы: эссе, отчет, доклад, план, модель, прием, метод Синтез Группа «Новое электронное образование»,

Синтез Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), планирует, составляет (план эксперимента), интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации Как адаптировать …, чтобы сделать … Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать) …. Как можно объединить … По какому критерию могут быть объединены … Что должно быть объединено, чтобы подтвердить … Как … включить/исключить в/из … 52 Группа «Новое электронное образование», 2014

Глаголы (Синтез) Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, соотнести, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить 53 Группа «Новое электронное образование», 2014 Составить из элементов целое

вынесение суждений (не мнений!) относительно ценности идей, трудов, решений, процессов, методов, материалов, продуктов и пр. для какой-то конкретной цели Оценки выводятся на основании 2-х видов критериев: 1.внутренних (логичность, последовательность, обоснованность, ясность и т. п.); 2.внешних (подчиненность определенным целям, эффективность, способы достижения, экономичность, соответствие стандартам и т.п.) Оценка Группа «Новое электронное образование»,

Оценивается: степень развития навыков обоснования оценки Методы: критическое эссе, тест, опрос, буксировка Оценка Группа «Новое электронное образование»,

Оценка Судит, оценивает (логическую последовательность, соответствие выводов данным), сравнивает (идеи, процессы), заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, распознает (субъективизм, достоинства), объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает, аргументирует, проверяет (убедительность доказательства) Вы согласны с... Почему… Почему выбрано именно … Будет ли лучше, если … Что можно предложить, чтобы... Как это можно оценить с позиции... Каковы логические противоречия... В чем сильные и слабые стороны… На чем основывается утверждение... Группа «Новое электронное образование»,

Глаголы (оценка) Давать оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставлять, убедить, критиковать, принять решение, защитить, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешать проблему 57 Группа «Новое электронное образование», 2014 Предъявить аргументитрованную оценку

58 Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний) Траектории (сценарии)

59 Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний) Экономия

Спасибо за работу! Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО