Зав. лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «ВИРО» Афанасьева Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Advertisements

Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
АНАЛИЗ УРОКА системно-деятельностный подход Афанасьева Наталья Владимировна, зав.лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. (Китайская мудрость) Системно-деятельностный подход.
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Транксрипт:

Зав. лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «ВИРО» Афанасьева Н.В.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ФГОС. Общие положения п.5 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Системно-деятельностный подход как интеграция системного подхода (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

ФГОС. Общие положения п.5 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Системно-деятельностный подход как интеграция системного подхода (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Фундаментальное ядро содержания общего образования (под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, 2009) ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) ФГОС основное общее образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 159с.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Организация учебной деятельности Саморегуляция Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение проблем Смыслообразование Самоопределение Нравственно-этическая ориентация Сотрудничество, взаимодействие Коммуникативно- речевые действия Коммуника тивные УУД Личност ные УУД Регулятив ные УУД Познавате льные УУД

Задание 1: Ваши ресурсы и трудности в проектировании условий для достижения личностных и метапредметных результатов? (рефлексия опыта)

Евгений Вирячев, Вологда: Конец уроков. Что придет на смену классно-урочной системе? Константин Сорокин, Москва: Классно-урочной системе быть. Менять надо не систему, а ее внутреннее наполнение Более трёхсот лет прошло, как Ян Коменский создал - теоретически обосновал - классно-урочную систему. «Золотой век» его изобретения уже в прошлом. Дальше эта система будет только тормозить развитие общества. Надо понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. С получением информации сейчас проблем нет. Открывай книгу, заходи в Интернет - и читай!

Самоопределение Задания на оценку собственного поведения Задания на оценку причин и последствий поведения Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др. Задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей) Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

Смыслоообразование Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции. Интервью и значимости темы для жизненных целей и задач, изучения темы урока Задание на выбор целей из предложенного учителем списка Задания на рефлексию личностных результатов учения Игровое задание «Моя вселенная»

Организация учебной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция, контроль, оценка) Выполнение проекта (формулировка целей и задач проекта, разработка плана проекта, контроль за выполнением плана проекта, оценка) Волевая саморегуляция Упражнения на релаксацию, снижение эмоционального напряжения Задание на осознание действенных мотивов Упражнение на действие с воображаемым мотивом

Логические действия Сочинение историй, рассказов, сказок Постановка вопросов к тексту, озаглавливание текста Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченной из текстов

Общеучебные действия Задания и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач Задания на сериацию, сравнение, оценивание Задания на проведение эмпирического исследования Задания на проведение теоретического исследования Задания на смысловое чтение

Действия постановки и решения проблем Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» Задания на умение проводить эмпирическое исследование (задание «Эмпирическое исследование», задание «Жильцы твоего дома») Задания на умение проводить теоретическое исследование (задание «Сказочные герои»)

Сотрудничество, взаимодействие Задания на учёт позиции партнёра (задание «Кто прав?», задание «Общее мнение», задание «Дискуссия») Задания на организацию и осуществление сотрудничества (задание «Совместное рисование») Коммуникативно-речевые действия Задания на передачу информации и отображению предметного содержания (задание «Компьютерная презентация») Тренинги коммуникативных навыков Ролевые игры Групповые игры

Структура урока как организация системы: Цель Задачи Содержание Этапы Методы Формы Результат Цель-средства -результат

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

23 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми. Учебники Подача матери- ала

Традиционные заданияОбновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГС

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1)Базируется на фронтальной форме обучения 1) Опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения 2) базируется на принципе доступности 2) опирается на зону ближайшего развития 3) учащийся выступает в роли объекта ПД 3) учащийся действует как субъект собственной УД 4) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 4) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 5) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания 5) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 6) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 7) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности 7) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Задание. Познакомьтесь с предложенными признаками системно-деятельностного подхода в организации обучения Выделите знаком «?» те из них, содержание которых непонятно; Знаком «+,-» - содержание которых в целом понятно, но есть вопросы по поводу реализации Знаком «+» - содержание и пути реализации которых понятны

ориентация на обеспечение целостности учебной деятельности (наличие основных компонентов учебной деятельности: ценностно-смыслового, операционально- познавательного, контрольно-оценочного, рефлексивного) наличие заданий на выявление эмоционально- ценностного отношения обучающихся (значимость воспитательного аспекта урока) ориентация на зону ближайшего развития обучающихся значимость развития теоретического мышления проблематизация учебной задачи,организация поиска способа решенияСлайд 25Слайд 25 значимость учебного действия моделирования ориентация на развитие самостоятельности, передача ответственности за осуществление учебной деятельности ученику Слайд 39 Слайд 39

значимость роли педагога как источника психологической поддержки обучающегося организация диалога/полилога организация разных форм обучения (индивидуальная, групповая, парная) значимость фиксации индивидуального прогресса обучающегося ориентация на позитивную обратную связь в процессе обучения использование ошибки для углубления знаний

Задание: Определите последовательность задач в освоении требований системно- деятельностного подхода

1. Освоение принципов системно-деятельностного подхода 2. Анализ ресурсов урока, проверка уровня их реализации в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода 3. Определение ближайших задач по усвоению требований системно-деятельностного подхода 4. Анализ видеоурока (с использованием схем оценки решения развивающих задач) 5. Проектирование учебных ситуаций 6. Групповое проектирование и моделирование урока 7. Взаимопомощь и анализ 8. Групповые дискуссии: системно-деятельностный подход в проектировании урока 9. Мастер-классы

Попытка перевести известные педагогической психологии механизмы формирования метапредметных и личностных УУД на язык условий, которые надлежит реализовать в процессе обучения для того, чтобы они вошли в репертуар учащихся в максимальном объеме

Предмет анализа и проектирования – развивающие задачи урока, УУД Предполагает: Наличие концептуальной основы Конкретизацию целей и задач анализа и проектирования В соответствие с концептуальной основой определение и операционализацию критериев и показателей решаемых задач

Задание Познакомьтесь с предложенными листами анализа урока, сравните обозначенные в них критерии. Оцените возможности в анализе условий развития УУД. Обоснуйте своё мнение.

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся. Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.

Афанасьева Н.В., Козлова И.Н. Проект мониторинга образовательного процесса // Источник. – – С. 35 – 50. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к П.С.. – – 32. – С. 6–10. Козлова И.Н. Психологический анализ и проектирование урока в системе развивающего обучения. -Вологда, 2002

преобразование педагогической цели в учебную ситуацию, ведущую к целеобразованию групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета; определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; определение учителем темы и цели урока; учитель дает задание, не называя темы урока.

формулировка цели, выбор целей, учебных задач; выбор количества и уровня трудности заданий; выбор способа выполнения и формы организации; рассмотрение разных вариантов ответов; оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся разработка учащимися критериев оценки ответов

выделение учащимися проблем, постановка задач; построение гипотез и планов их проверки; учащимся предлагаются проблемы, имеющие множество решений; поиск материала, дающего представление о происхождении явления; поиск способа решения (он не может быть задан); дискуссия.

использование ошибки для углубления знаний; предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; предупреждение ошибки учителем; исправление ошибки другими учащимися; исправление ошибки учителем; несогласие, отрицательная оценка; ошибки не замечаются.

помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; подбадривает неактивных, привлекает их к работе; инструктирует, советует; прибегает к внушению, убеждению учащихся.

отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели; отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой; суммирует достижения учащихся; оценивает обобщенно (молодец и т.п.); достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других; отметки не комментирует; обратная связь отсутствует.

поиск учащимися возможных ошибок, их классификация; выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе; задания, в которых не срабатывает известный способ решения; задания «как научить другого решать такие задачи»; прогностическая оценка учащимися своих возможностей; работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).

предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы ( распределение ролей, структурирование времени и т.д.); учитель контролирует соблюдение групповых норм; учитель включается по запросу группы; учитель периодически проясняет ситуацию решения; проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.

Учебная задача (Давыдов В.В.) – цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи. Последняя создает учебную или проблемную ситуацию. Урок в системно-деятельностном подходе – преобразование педагогической цели (задач) в учебные ситуации (цель описывается на уровне действий).

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке). 3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Первая составляющая самостоятельности – расширение условий развития рефлексии. Самостоятельный: Независимый, свободный, вольный, неподчиненный Действующий по собственной инициативе (от лат. Initium - начало), сам себя побуждающий к началу какого-либо дела; Совершаемый без чьей-либо помощи..

: Создание учебных ситуаций, предполагающих поиск, открытие и преобразование понятийных средств и способов действия Фиксация результатов в форме моделей, помогающих детям оценивать и контролировать свои действия, постоянное преобразование этих моделей Организация совместной работы детей, учатся замечать, ценить и учитывать точки зрения партнеров Система оценки, воспитывающая отношение к поиску и точке зрения другого как ценности

Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы: - предъявление объекта изучения; - индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской; - озвучивание вопросов в группе, - фиксация всех вопросов на общем листочке; - обмен листочками между группами; - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы); - выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов; - отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов».

Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. "Дискуссия"

Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая: - учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.); - все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика); - участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, – 448с. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2005 (Проект «Главный Учебник») Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, «Речь», 2003 Дети и подростки: психология развития/ Д.Шеффер.- 6-е изд.- СПб.: Питер, 2003 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: логос, – 384с. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб: Питер, – 352с. Педагогическая психология: Учебное пособие/ под ред. Регуш Л.А. – СПб.: Питер, с. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2002 г. – с Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб, Изд-во «Речь», 2002 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 159с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ФГОС – ФГОС – Инновационная образовательная сеть «Эврика» - Инновационная образовательная сеть «Эврика» - Институт стратегических исследований образования – Институт стратегических исследований образования – Сайт СоцОбраз – psixolog- socobraz.blogspot.com Сайт СоцОбраз – psixolog- socobraz.blogspot.com Школьный психолог 1, 2010 г.; г. Школьный психолог 1, 2010 г.; г.