В. А. САМКОВА, к. п. н., зав. лабораторией начальной школы ИОСО РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Стандарты второго поколения. 2 Универсальные учебные действия Что это такое и как программировать учебные действия в процессе начального обучения?
Advertisements

Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Начальное общее образование (Приказ.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Транксрипт:

В. А. САМКОВА, к. п. н., зав. лабораторией начальной школы ИОСО РАО

Авторская концепция курса «Окружающий мир»: цели, задачи, ведущие идеи и принципы. Авторская концепция курса «Окружающий мир»: цели, задачи, ведущие идеи и принципы. Принципы построения учебников данной предметной линии (формирование универсальных учебных действий) Принципы построения учебников данной предметной линии (формирование универсальных учебных действий) Внеурочная деятельность младших школьников: пособие «Настольная книга учителя начальных классов» (Открывая мир»), тематические модули для внеклассной работы: «Флорик и его друзья» и «Мой чистый дом» Внеурочная деятельность младших школьников: пособие «Настольная книга учителя начальных классов» (Открывая мир»), тематические модули для внеклассной работы: «Флорик и его друзья» и «Мой чистый дом»

Синкретический культурный комплекс Мифологическая картина мира Элементы искусства Знания о природе – прообраз научных представлений ИскусствоЛичный опыт Наука Отношение человека к окружающему миру К У Л Ь Т У Р А Религия

ЗнанияЗнания УменияУмения Ценности и компетенции компетенции компетенции компетенции УменияУмения ЗнанияЗнания ТРАДИЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ СОВРЕМЕННАЯ ИЕРАРХИЯ

«ЗНАНИЯ» – «УМЕНИЯ» – «ЦЕННОСТИ» Система – «КОРАБЛЬ» Знания – «КОРПУС» Умения – «КОМАНДА» Ценности – «КАПИТАН»

- способность совершать действия (поступки) и готовность отвечать за их последствия. Ответственность - способность совершать действия (поступки) и готовность отвечать за их последствия. ответственность проявляется в отношениях проявляется в отношениях к себе, своему физическому, духовному и психическому здоровью к другим людям, их физическому, духовному и психическому состоянию к различным природным и социоприродным объектам

планета страна регион город дом «Я» 1 класс: введение в «Окружающий мир» 2 класс: «Разнообразие» 3 класс: «Взаимодействие» 4 класс: «Развитие»

8 Универсальные учебные действия в стандартах второго поколения УМК «Окружающий мир» авторы Н.И.Романова, В.А.Самкова Издательство «Русское слово»

9 Требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования ТРЕБОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ личностные метапредметные предметные

10 Характеристика результатов обучения: личностные – личностные позиции, мотивы, социальные чувства, качества метапредметные – универсальные учебные действия предметные – освоение содержания учебного предмета

11 Универсальные учебные действия (УУД) УУД – «умение учиться» личностные УУД познавательные УУД регуляторные УУД коммуникативные УУД УУД – совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений

12 Личностные универсальные действия самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное, включая гражданскую идентичность, этническую принадлежность); смыслообразование (отношение к учебе, мотивы учения и т.д.); нравственно-этическая ориентация (целостная картина мира, отказ от деления на своих и чужих, ответственное отношение)

13 Пример: Мир людей Мы живем в мире людей. Все мы очень разные на Земле невозможно найти двух одинаковых людей. Даже близнецы чем-нибудь обязательно отличаются друг от друга. Рассмотри рисунок. На все фотографиях изображены ______. Что их различает?

14 Опиши себя, используя приведенный ниже план: Моя внешность: Цвет глаз Цвет волос Рост Мой возраст Мой характер Мои привычки Мои увлечения

15 Продолжение работы: Опиши одного из учеников вашего класса, не называя при этом его фамилии. Предложи одноклассникам угадать, о ком идет речь. Копилка народной мудрости: У всякой пташки свои замашки. Уточни значение слова: харáктер Человек * люди

16 Фантазёр (оценка качества личности) Иван Петушков был большим фантазёром. Он мог, например, становится забором… Вот встанет Иван, как забор. Средь двора И лазит весь день по нему детвора. Еще он умел превращаться в слона, И так натурально трубил из окна, Пугая соседей, прохожих, собак, Что сдали однажды его в зоопарк. А как-то Иван, притворившись жуком, Решил по газону побегать ползком... Когда он жуком притворялся, В траве Петушков потерялся. Искали Ивана три ночи, три дня... Представьте! На даче сидел у меня И с видом задумчиво-грустным Листом объедался капустным. Андрей Усачёв

17 Регулятивные универсальные действия осуществлять действия по образцу и заданному правилу сохранять заданную цель видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку

18 Познавательные универсальные действия 1.Общеучебные универсальные действия 2.Логические универсальные действия 3.Постановка и решение проблемы

19 1.Общеучебные универсальные действия формулирование цели поиск и анализ информации структурирование знания составление устных и письменных высказываний оценка своих действий смысловое (мотивированное) чтение формулирование проблемы знаково-символические действия (моделирование, преобразование модели)

20

21 Моделирующие действия Пример: Схема (модель) строения цветкового растения. Сравнение моделей различных растений с целью выявления общих признаков, характерных для данной группы живых организмов. кодирование информации; считывание кодированной информации (декодирование); использование наглядных моделей; построение схем, таблиц, диаграмм

22 Пример: Рассмотри космические снимки Земли. Какое положение глобуса соответствует этим изображениям?

23 Смысловое чтение Пример: Прочти текст, посвященный первым метеонаблюдениям в России, и ответь на вопросы. «10 апреля 1722 года по указу царя Петра I в Санкт-Петербурге начались регулярные наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Первое время записи были довольно скупы на интересную информацию и выглядели примерно так: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера».

24 Вопросы к тексту Как ты думаешь, почему Пётр I поручил вести записи не рядовому служащему, а самому вице-адмиралу? Какие слова и выражения из приведенных записей не используются в современном языке? Какое значение в этом тексте имеет слово «красный»? Как бы выглядела эта запись, если бы ее сделали в наши дни? Известно ли тебе, что означает выражение «ветер норд-ост»?

25 2. Логические универсальные действия выделение признаков предмета сравнение сериация классификация рассуждение предположение (гипотеза) доказательство

26 Сравнение. Перед тобой два яблока. Какое из них ты бы выбрал? Объясни свой выбор.

27 Пояснительный текст: Чтобы выбрать какое-то из этих яблок, ты сравнил их внешний вид: цвет, форму, размер. Подержав их в руках, ты бы мог сравнить их запах возможно, одно из них отличается особенно приятным ароматом. А если бы можно было откусить кусочек от каждого из них ты бы сравнил яблоки на вкус. Благодаря органам чувств мы способны различать предметы вокруг нас. Мы воспринимаем их цвет, форму, размеры и еще множество других признаков. Среди этих признаков всегда есть самые важные, основные. Такие признаки называют главными или существенными. Обратимся к словарю. Признак какое-либо свойство, показатель предмета или явления, по которым его можно узнать, определить или описать.

28 Какое слово в этом определении указывает на существенный (главный) признак предмета? Мяч упругий небольшой шар, используемый для игры.

29 Выявление общего и особенного. Все изображенные на страничке справа птицы воробьи. Какой воробей изображен на фотографии ? Как ты это установил?

30 Классификация. (группировка по заданному признаку) Рассмотри рисунок. Какие из этих предметов могут составить коллекцию «Лесные находки», а какие «Морские находки»? Вместе со взрослыми оформи коллекцию своих находок. Выясни, кто из твоих одноклассников собирает какую- нибудь коллекцию. Попроси его рассказать о своём увлечении. Уточни значение слова: коллéкция

31 Рассуждение. Детей спросили, что такое здоровье. Вот что они ответили: Здоровье это когда ничего не болит Здоровье это сила Здоровье это красота Здоровье это хорошее настроение С кем из них ты согласен? Почему? Копилка народной мудрости Не рад больной и золотой кровати. Здоров буду и денег добуду.

32 Предположение. Выскажи предположение, как мог быть получен этот снимок? Какое явление он иллюстрирует?

33 Гипотеза. (научное предположение) Каждая планета, как и наша Земля, вращается вокруг своей оси. Рассмотри рисунок. Сравни наклон осей вращения планет с наклоном земной оси. Выскажи предположение: «Если бы ось Земли имела такой же наклон, как ось Меркурия, то … А если такой наклон, как у Урана, то…».

34 3. Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; решение проблемы по предложенному образцу (по аналогии); создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Используя рисунок, объясни, почему зимнее солнце дает меньше тепла, чем летнее. Повтори опыт, изображенный на рисунке. Убедись в правильности своих рассуждений.

35 Сложные задания. «Сверчковый термометр» Ученые установили, что отличным «термометром» является сверчок. Чтобы понять его сообщение о температуре воздуха, надо сосчитать, сколько свистков он делает за 15 секунд. К полученному числу надо прибавить 8, затем умножить на 5 и разделить на 9 это и будет температура воздуха. Показания сверчка довольно точны, поскольку это насекомое очень чувствительно к температуре воздуха. Определи температуру воздуха по «сверчковому» термометру, если известно, что за 15 секунд сверчок сделал 28 свистков.

36 «Деревья и молнии» В деревья разных пород молнии попадают с различной частотой. Подсчитали, что 100 молний, ударивших в деревья, распределились следующим образом: Сделай вывод, под какими деревьями прятаться от грозы наиболее опасно. Можно ли предположить, что эта опасность зависит от высоты дерева? Название дереваВысотаЧастота попадания молнии Береза бородавчатая15-20 м0 Акация белая20-30 м1 Липа мелколистная25-35 м2 Бук лесной40-50 м3 Сосна обыкновенная30-40 м6 Ель обыкновенная30-40 м10 Тополь черный30-40 м24 Дуб черешчатый40-50 м54

37 Коммуникативные действия. Умения взаимодействовать (интеракция); согласовывать коммуникативные усилия (кооперация); передавать информацию (интериоризация)

38 Коммуникационные действия Пофантазируй, о чём думает сейчас эта собака, а о чём её маленькая хозяйка. Можно ли сказать, что им хорошо вдвоём? (невербальная коммуникация)

39 Коммуникационные действия (вербальная коммуникация) Твой класс это маленькая многонациональная «страна». Дети каких национальностей учатся вместе с тобой? Расскажи одноклассникам, что тебе известно о культуре своего народа?

40 План следующего семинарского занятия «ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ: ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ» 1. отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией. 2. находить необходимую информацию в различных источниках. 3. систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам. 4. понимать задания в различных формулировках и контекстах. 5. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему. 6. переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему. 7. трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена. 8. аргументировать собственную точку зрения. 9. находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. 10. составлять рецензии и анонсы информационных сообщений (книг, фильмов и т.д.) 11. оценивать достоверность полученной информации. 12. длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию.