Внедрение ФГОС в средней и старшей школе. Цель: обозначить проблемы внедрения ФГОС Задача: анализ учебных задач с точки зрения формирования УУД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
Advertisements

Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
ПРОЕКТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ПЕРЕВОЗСКОЙ СОШ.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Проектирование урока литературного чтения с использованием технологий личностно- ориентированной направленности по ОС «Л. В. Занкова» «Развитие личности-
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О вопросе использования отечественного инструментария процедур мониторинга качества образования Н.В. Тюрина, Заместитель директора АНО ДПО «Центр независимой.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Транксрипт:

Внедрение ФГОС в средней и старшей школе

Цель: обозначить проблемы внедрения ФГОС Задача: анализ учебных задач с точки зрения формирования УУД.

Разминка 1 Почему немецкий производитель столовой воды сначала привез в Россию бутылки Blue Water (переводится как «лазурная вода»), а потом начал печатать на этикетках Water Blue?

Ключ 1 Воду не покупали, потому что по-русски читается «блю вота»; после замены спрос на продукт появился. по-русски читается «блю вота»; после замены спрос на продукт появился.

Идеологическая основа внедрения новых образовательных стандартов «…Специальная работа с логической структурой знания в существующем образовании отсутствует… учащийся имеет дело… со сведениями, представленными в виде текстов-сообщений и наглядных иллюстраций. Освоение такого рода учебной информации требует от ребят активизации способностей, связанных по преимуществу с восприятием и запоминанием...» «…У системы образования, берущей на себя функцию поставщика информации, существуют мощные конкуренты…» «Это означает, что информационная функция не должна быть превалирующей и основной для системы образования» [8, С. 21]. Концепция прогноза развития образования до 2005 года

ФГОС нового поколения Особенность – деятельностный характер. Ядро – УУД. Под УУД понимают совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса. УУД делятся на коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Проблемы внедрения ФГОС Системно- деятельностный подход Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие Проблемы содержания Проблемы формы (форм и методов) Проблемы контроля Чему учить? Ради чего учить? Как учить? Обновлен ие содержан ия Ценности образова ния Обновле ние средств обучени я

Проблема формы (технологии, методики, формы организации) Увеличение доли проектной, исследовательской и проч. деятельности возможно лишь за счет деятельности, направленной на формирование предметных результатов, функциональной грамотности и т.п. Размывание понятия УУД.

Познавательные УУД Познавательные (исследовательские и проектные действия): умение видеть и формулировать проблему; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение структурировать текст; умение работать с метафорами; умение давать определения понятиям; умение наблюдать; умение классифицировать; умение делать выводы

Этапы формирования УУД УУД1 -4 класс5 -9 класс10-11 кл. О/у (регулятив ные) завершено форм-ие Интеллект. действия (познават.) формируют ся завершено форм-ие совершенс твуются Исследов. действия (познават.) формируют ся завершено форм-ие

Этапы формирования УУД («Школа 2000»): 1) при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 3) изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Разминка 3 Определите тип ошибки во фразе доцента Ю. А. Сафоновой (ИРЯ РАН) «беглый анализ прессы содержит и иные написания». (Заключение на запрос А. Лебедева (Заключение на запрос А. Лебедева о написании слова интернет.) о написании слова интернет.)

Проблема содержания В Концепции утверждается, что «с точки зрения деятельностного подхода… знания не выбрасываются из содержания образования, но они должны стать предметом длительной и целенаправленной работы детей по экспериментированию с ними, которое должно быть направлено на анализ условия происхождения знаний, с одной стороны, и на определение приемов их употребления, с другой» [8, С. 23].

Проблема содержания Когда экспериментировать со знанием при перегруженности программы? Как сдавать ЕГЭ, в котором акцент с содержания на УУД не перенесен?

Оценка урока по критерию подбора учебного материала 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели урока и единицы содержания. 2-й уровень (3 балла): материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу- «ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.). 3-й уровень (7 баллов): выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволяет учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации. 4-й (сценарный) уровень (10 баллов): в случае каких-либо сбоев на уроке и необходимости освоения незапланированного содержания учитель импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал.

Самодостаточная филологическая задача – вид познавательной задачи, которая составлена на материале реального текста, обладает принципиальной доступностью решения и сопровождается ответом.

Филологическая задача. Какую ошибку допустили в типографии при наборе стихотворения Пушкина «Пью за здравие Мери…»? Запишите вариант схемы строфы (всех строф). Подтверждает ли получившаяся запись мысль о гармоничности и простоте стиля Пушкина? Исправьте вариант схемы строфы. Пью за здравие Мери, Но нельзя быть милей Милой Мери моей. Резвой, ласковой Мери. Тихо запер я двери Будь же счастлива, Мери, И один без гостей Солнце жизни моей! Пью за здравие Мери. Ни тоски, ни потери, Можно краше быть Мери, Ни ненастливых дней Краше Мери моей, Пусть не ведает Мери. Этой маленькой пери;

Ответ. Вариант схемы строфы будет выглядеть так: АбАб ААбА бААб АбА. Такую строфику не назовешь гармоничной и простой: отсутствует симметрия, комбинация двух рифм кажется даже вычурной. Следовательно, это не вариант, который мог бы привлечь Пушкина (не принимаем во внимание случаи литературной игры и т.п.: Пушкин не Брюсов). Нарушена смысловая завершенность строфы, обязательная в классической поэзии. Исправленный вариант схемы строфы: АбАбА АбАбА АбАбА – пятистишие, получившееся из четверостишия путем нанизывания.

Цеслер & Войченко. Проект века Странные сувениры, напоминающие о художниках ХХ века. Дорогие безделушки, забавные причудливые формы для собирания пыли и для протирания мягкой тряпкой… Почему-то еще и означающие поэтов и художников… Вместо фарфорового бюстика Маяковского бомба из чугуна; прозрачный Бродский, Пикассо из красного дерева, мраморный Модильяни, эпоксидный Малевич, все яйцеголовые...

Владимир Маяковский (Багдади, Грузия, , Москва, Россия) (чугун, литье 210 x 210 x 285 мм) Считал себя футуристом. Колоссальная деструктивная энергия его творчества (поэзия, плакат) слилась с взрывной волной большевистской революции. Стихи Маяковского - всегда открытый вопрос: это оружие или орудие, разрушение или строительство, насилие или преобразование (природы, языка, общества…)? Паденье. Песня водосточных флейт. Рев революции и реввоенсоветы. О люмпены, им у огня теплей. Естественно сжиганье и поэту. Кристально чист промерзших звезд плевок. Ты кто? Палач? Пилат? В ответ кивок. Верти нагана черный барабан, Есть чет и нечет, только чет и нечет. Какие путы рвутся у раба! А у виска свинцу теплей и легче.

Иосиф Бродский (Ленинград, Россия, , США, Нью-Йорк ) Прозрачность, призрачность фонем, Рокочущий глагол в ледовом горле. О, если мертв, то значит ли, что нем? Еще день Судный не трубили горны. Как хорошо остаться не вдвоем... Тоскливых утиц странный водоем, В нем речь прямая слишком холодна, Ее ведут, не видя очертаний. Как речка, речь, промерзшая до дна, – А как звучит, грассируя, в гортани. (акрилат 200 x 200 x 300 мм)

Сергей Есенин (с. Константиново, Рязанская губерния, 1895 – 1925, Ленинград) Певец воспел все прелести природы, Россия-подруга, сестра, мать. Осень, зима - вся ему приятная погода; Есенин мир стихами мог устлать. Кленовых листьев медь, Тишь и благодать, Во все времена его будут узнавать. Его творениям не суждено умереть, Красивая жизнь, достойная жизнь Абсолютный кумир миллионов - Есенин.

Тимур Кибиров «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» На литературе в 11 классе проводим сопоставительный анализ стихотворений С. Есенина и Т. Кибирова, причем начинаю я с Кибирова. Текст его производит впечатление убойное, так сказать, «художественное впечатление большой силы и убедительности». Сравниваем образы л.г., образы героини, образы родины; все материалы оформляются в таблицы. Отдельный этап урока посвящаем цитатности. Выводы - об отношениях с Востоком и о постмодернизме. Подобная организация работы обеспечивает формирование познавательных УУД.

Александр Тимофеевский. «Кулинария эпохи застолья» Это сборник рецептов в стихах. Работаем с тремя-четырьмя текстами на уроках словесности в разных параллелях (5, 7, 11). Целью является, во-первых, подвести учащихся к пониманию того, что не все стихи являются поэзией, то есть сформировать критическое отношение к печатному слову, во-вторых, решить разнообразные дидактические задачи (подготовка к ЕГЭ в старшей школе, выработка навыка применения и анализа изобразительно- выразительных средств в средней школе и т.д.).

Стихотворение «Яичница-глазунья». Сначала о символике яйца, о средствах создания образа (уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах заботка, яичек; олицетворение в конце стихотворения). Дальше о том, соотносится ли образ яйца со словом яичек. Почему заботка? Даже ученики 6 класса чувствуют, что слово неорганично тексту, вставлено исключительно для рифмы- ритма. Затем предлагаю найти ошибки. Анализируем ударение в слове украинский (хотя почему Пушкину можно, а Тимофеевскому нет?); объясняю лексическое значение слова кухмистерский (1. Приготовленный кухмистером в кухмистерской. 2. Кухмистерская –небольшой ресторан). В 7 и 11 классах проводим синтаксический анализ последнего П. Последний этап работы – анализ стихотворения – с разговорами о еде, с сочинением собственных текстов.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Художественное время Рыба События, описанные в балладе, происходили _________________________________________ Пушкин стилизует художественное время под былинное, используя следующие средства: _____ ________________________________________________________________________________ ___ Время определенное – __________________________________ и завершенное -- ____________ ________________________________ Время прерывистое: в коротком тексте ___ эпизода из жизни вещего Олега, связь между которыми ___________________________________________________ Стихотворный размер ________________________________ сглаживает эту «отрывистость». Время воинов и битв: постоянные упоминания об оружии, сражениях, действие начинается сразу после разорения хазаров, поэтому создается образ времени героического, времени, когда _____ ________________________________________________________________________________ ____ Время вместе с тем ___________________ и _________________ _ еще живы языческие боги (Перун), и предсказатели молятся, и гадают, и влияют на __________________________________ Цвета, в которые окрашено время баллады, поддерживают, подчеркивают перечисленные характеристики._______________________________________________________________ ______

Составьте задачу, формирующую познавательные УУД. Постарайтесь согласовать ее с содержанием урока.

Проблема контроля 1. Отсутствие измерительных материалов нового типа. 2. Противоречие между результатами обучения, проверяемыми ЕГЭ, и результатами, заявленными в программах, отвечающих новым стандартам.

Результаты обучения Личностные результаты Коммуникативные УУД как метапредметные результаты Познавательные УУД как метапредметные результаты Регулятивные УУД как метапредметные результаты Предметные результаты

Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности

Результаты, подлежащие итоговому контролю и аттестации: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.

Пути решения проблем 1. Определить этапы формирования УУД, ограничив количество обязательных УУД на каждом этапе. 2. Гармонизировать новые ожидаемые результаты с проверенными временем (функциональная грамотность и т.д.). 3. Включить в учебный план (5-8 кл.) предмет «УУД». 4. Предложить учителю методические рекомендации, содержащие не разрозненные задачи по формированию УУД, а разработку цикла уроков по теме. 5. Подготовить (с преподавателями ведущих вузов) адекватные измерительные материалы. 6. Сократить и осовременить содержательную часть программы по литературе.

Выводы Успешное функционирование нового стандарта вызывает сомнения: 1) система выстроена на ложной идеологической основе («весь мир… до основанья мы разрушим, а затем…»); 2) произошла подмена понятий: УУД из средства превратились в цель. Действия целью быть не могут.

Разминка 4 Докажите, что автор прав/ не прав. Проецированное изображение такая же часть американской культуры, как и комикс. У нас проецированным изображением диафильмом развлекали детей младшего школьного возраста. Начиная со школы и до конца жизни, люди обходились устным рассказом, иногда прибегая к мелу на доске. Слайды в «Пауэр пойнте» практически всегда содержат примитивные аргументы – три строчки текста или одну круговую диаграмму, потому что более плотная подача информации невозможна. Артемий Лебедев «Ководство» Артемий Лебедев «Ководство»

Спасибо за внимание. To FGOS OR NOT TO FGOS – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС… СКЛОНИТЬСЯ ПОД УДАРАМИ РЕФОРМ ИЛЬ НАДО ОКАЗАТЬ СОПРОТИВЛЕНЬЕ? УЧИТЬ, НЕ ЗАМЕЧАЯ МОРЯ БРЕДА, ВО ФГОСе РАСТВОРИТЬСЯ, УМЕРЕТЬ, ЗАСНУТЬ… КАКИЕ УУД В ТОМ СНЕ ПРИСНЯТСЯ? УЙТИ НА ПЕНСИЮ... Горбунова Г. В.