Лекция 1 на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА - 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Advertisements

Менеджмент и менеджер
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Персонал предприятия как объект управления. 1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе.
Этапы планирования потребности в персонале
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
Геленджикский филиал ГПБОУ «Новороссийский колледж» Презентация: Управление и менеджмент в здравоохранении.
Транксрипт:

Лекция 1 на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

науки о ЛЕКАРСТВЕ ФАРМАЦИЯ История Рецептура Фармакогнозия БАЗИСНАЯ (пропедевтическая) КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ ФАРМАКОЛОГИЯ Фармацевтическая химия Фармацевтический анализ Фармацевтическая технология Организация и экономика фармации; маркетинг и менеджмент в фармации Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Фармация - система научных знаний и практической деятельности, направленная на изыскание, изготовление, стандартизацию, исследование, хранение и отпуск лекарственных средств. Является научной основой управления, экономики и организации фармацевтической службы. Фармакология – это медико-биологическая наука, которая с помощью экспериментальных исследований (на животных.*.) и клинических наблюдений (на людях: здоровые добровольцы, больные) изучает действие лекарственных средств (ЛС) на организм, механизмы взаимодействия ЛС и организма Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Менеджмент и маркетинг в фармации Менеджмент (I семестр) Маркетинг (II семестр) Международный маркетинг (II семестр)

Определения менеджмента Менеджмент (от лат. «manuagere») – «работать руками». Менеджмент (от англ. «to manage») – «управлять». Менеджмент – это наука управления организацией. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА «Нет ничего практичнее хорошей теории» Густав Роберт Кирхгоф, ( ) - немецкий физик

Управление – более широкое понятие!!! Управление – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. Управлять можно техникой, машиной и т.д. Менеджмент – это управление конкретными людьми в конкретной организации. Менеджер – это не просто экономист или инженер, занимающийся управлением, а профессиональный управляющий. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Менеджмент = управление?

Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Этапы развития менеджмента 1.Этап развития школы научного управления и фордизма (1885 – 1950 гг.). Впервые управление как наука и самостоятельная отрасль появилась в 1911 г., когда была опубликована книга америк. инженера Ф. Тейлора Принципы научного управления, в которой изложены принципы более эффективного использования операций ручного труда на производстве. Школа фордизма – Генри Форд – менеджер, а затем собственник Детройтской автомобильной компании – сформировал принципы четкого разделения труда на производстве. Впервые ввел разделение прибыли между рабочими.

Форд Генри (Ford, Henry) (старший) ( ) - америк. инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США. Цитаты из книги "Моя жизнь, мои достижения" (My Life and Work), 1922 г.: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса.» «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса.» «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.» «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.» «Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.» «Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.» «Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.» «Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.» «Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации.» «Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации.» «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.» «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.» «Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке.» «Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке.» Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Этапы развития менеджмента Этап формирования управленческих механизмов на основании развития человеческих отношений ( г.). Школа человеческих отношений. Америк. психологи Элтон Мейо и Мэри Паркер Фоллет – продуктивность труда определяет не машина, а человеческая психология. Школа поведенческих наук сформирована благодаря ученым-бихевиористам (К. Анджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак- Грегор, Ф. Герцберг). В основе учения – межличностные отношения, активизация человеческого фактора, формирование коллективов по психологической совместимости с целью более результативного использования каждого работника соотвественно его потенциалу.Этап формирования управленческих механизмов на основании развития человеческих отношений ( г.). Школа человеческих отношений. Америк. психологи Элтон Мейо и Мэри Паркер Фоллет – продуктивность труда определяет не машина, а человеческая психология. Школа поведенческих наук сформирована благодаря ученым-бихевиористам (К. Анджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак- Грегор, Ф. Герцберг). В основе учения – межличностные отношения, активизация человеческого фактора, формирование коллективов по психологической совместимости с целью более результативного использования каждого работника соотвественно его потенциалу.

Дуглас Мак Грегор выделил 2 основных подхода к воздействию на поведение людей: Теория Y – основана на демократическом стиле: делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, коллегиальное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий! Демократический руководитель считает, что работа для человека – естественное состояние и потребность, внешний контроль – не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации; человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности. Теория Х – это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории, люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставлять работать для достижения целей организации. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Этапы развития менеджмента 3. Этап построения систем управления, ориентированных на рынок (1950 г. – наше время). Созданы рыночно-ориентированные управленческие школы, которые базируются на маркетинговых концепциях. Возникли вследствие проблем перепроизводства, из-за необеспеченного спроса. Вырастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Планирование производства, организация деятельности и отбор кадров, все этапы управления должны осуществляться соответственно потребностям рынка.3. Этап построения систем управления, ориентированных на рынок (1950 г. – наше время). Созданы рыночно-ориентированные управленческие школы, которые базируются на маркетинговых концепциях. Возникли вследствие проблем перепроизводства, из-за необеспеченного спроса. Вырастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Планирование производства, организация деятельности и отбор кадров, все этапы управления должны осуществляться соответственно потребностям рынка.

Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Этапы развития менеджмента 4. Этап активного применения количественных (математических) методов – школа науки управления (количественный подход) (1950 г. – наше время). Принятие решения – основная составляющая деятельности руководителя Экономическая эффективность (затраты, доходы и.т.д.) Использование формализованных математических моделей для решения проблемы Модель – форма отображения реальности Зависимость от компьютера, который используется во время моделирования Представители школы – Д. Марч, Г. Саймон, С. Бир, М. Месарович, Р. Акофф, И. Чечмен.4. Этап активного применения количественных (математических) методов – школа науки управления (количественный подход) (1950 г. – наше время). Принятие решения – основная составляющая деятельности руководителя Экономическая эффективность (затраты, доходы и.т.д.) Использование формализованных математических моделей для решения проблемы Модель – форма отображения реальности Зависимость от компьютера, который используется во время моделирования Представители школы – Д. Марч, Г. Саймон, С. Бир, М. Месарович, Р. Акофф, И. Чечмен.

Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Этапы развития менеджмента 1.Этап формирования интегрированных подходов к управлению – системного, ситуационного и процессного (конец 50-х г.г. ХХ в. – наше время). Системный подход (Честер Бернард, Питер Друкер): Организацию рассматривают как систему, деятельность которой постоянно зависит от сменного набора обстоятельств. Система это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Ситуационный подход (Д. Вудворт, Д.Томпсон, Н. Лоуренс, Бернс, Сталкер): Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Процессный подход (Дж. Чампи, М. Хаммер): Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Этапы развития менеджмента 6. Этап компьютеризации управленческих процессов (с 80-х г.г. ХХ в. – наше время). 7. Этап эволюционного менеджмента (с 90-х г.г. ХХ в. – наше время).

В конце века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются следующие тенденции: 1. В связи с усилением влияния научно-технического прогресса на достижение целей организации, роли качества продукции в конкурентной борьбе и усложнения места и роли предложения в экономике - произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства. 2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие рядовых работников в управлении, в прибылях. 3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Современные тенденции развития менеджмента Начавшийся новый этап экономического развития получил название постиндустриальной эпохи. Один из самых авторитетных исследователей менеджмента П. Друкер образно назвал ее «эпохой без закономерностей». Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, не замкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, неединственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент». В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Пирамида теории менеджмента Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности.

Сравнение американской и японской моделей менеджмента Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

ХарактеристикиЯпонскаяАмериканская Доминирующие качества делового человека Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать. Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску. Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение. Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации. Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. Отношение работников к фирме и работе Пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально– психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги). Характер проведения инноваций Эволюционным путем. Революционным путем. Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия. Контракты. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

"Людьми не надо "управлять". Задача - направлять людей. Цель - сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника. " Питер Друкер Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА Разделение труда 2-х типов: горизонтальное и вертикальное. Уровни управления – образуются в результате вертикального разделения труда. в результате вертикального разделения труда. Вертикальное управление – начиная с высшего звена и заканчивая низшим. Уровень управления соответствует функции, выполняемой руководителем в организации: 1. Технический (управление низового звена). Люди в основном занимаются ежедневными операциями, необходимые для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции и оказании услуг (старший провизор, зам.зав.аптекой). 2. Управленческий (управление среднего звена). Руководители в основном заняты координацией внутри организации, они согласовывают разные формы деятельности (зав.аптекой, начальник цеха фарм.производства). 3. Институциональный (управление высшего звена). Руководители заняты в основном разработкой долгосрочных и перспективных планов, формированием целей (президент фарм.производства, директор аптеки).

Системы управления рыночного типа Ассоциация - добровольное объединение предприятий, организаций, учреждений, которые образуются с целью осуществления общей деятельности на основании хозяйственного расчета, самофинансирования, самоуправления. Концерн – это объединение предприятий, которые осуществляют общую деятельность на основании добровольной централизации функций научно- технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Предприятия- участники концерна наделяют его частью своих полномочий и функций, включая решения вопросов о размещении государственного заказа, получения материальных ресурсов и капитальных вложений, которые выделяются централизованно. В связи с этим предприятия и организации-участники концерна не могут входить в состав других концернов. Концерн – это объединение предприятий, которые осуществляют общую деятельность на основании добровольной централизации функций научно- технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Предприятия- участники концерна наделяют его частью своих полномочий и функций, включая решения вопросов о размещении государственного заказа, получения материальных ресурсов и капитальных вложений, которые выделяются централизованно. В связи с этим предприятия и организации-участники концерна не могут входить в состав других концернов. Консорциум – временное добровольное объединение предприятий всяких форм собственности с целью решения заданий экологического, научно- технического или инвестиционного характера, в том числе реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения поставленного задания консорциум прекращает свою деятельность или превращается в другой тип договорного объединения. Консорциум – временное добровольное объединение предприятий всяких форм собственности с целью решения заданий экологического, научно- технического или инвестиционного характера, в том числе реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения поставленного задания консорциум прекращает свою деятельность или превращается в другой тип договорного объединения. Акционерное общество (корпорация) – товарищество, союз, совокупность особ, объединенных на основании цеховых, коммерческих и других интересов. Становление акционерных предприятий в Украине сегодня идет по двум основным направлениям: первый – это объединение средств, имущества при сохранении полной самостоятельности участников акционерного общества, второй – превращение государственных предприятий в акционерные. Кафедра фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики ДГМА

Спасибо ! С уважением, Ксения Кравченко