Экономика и экономика здравоохранения Лекция 1. Предмет и задачи экономической науки. Экономическая система. Потребности и ресурсы. Экономика здравоохранения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Advertisements

Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Министерство здравоохранения Украины Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Рынок следует изучать как определённую совокупность экономических отношений между субъектами рынка (домашними хозяйствами (население), разными типами.
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
11 класс Раскрыть основные черты рыночной экономики Тип урока : комбинированный.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Ким В.А.
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Урок технологии 11 класс Тема урока: «Рынок труда» Подготовила: Кабанова С.Н., учитель технологии 2015 г.
Транксрипт:

Экономика и экономика здравоохранения Лекция 1. Предмет и задачи экономической науки. Экономическая система. Потребности и ресурсы. Экономика здравоохранения в современной структуре экономических знаний. Доктор фармацевтических наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Фомина Анна Владимировна

«ЭКОНОМИКА» (Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.- М., 1996) Совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, преобладающих в той или иной стране или в различное время; Народное хозяйство страны, включающее различные виды и отрасли производства: экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика здравоохранения и т.п.; Отрасль науки, изучающая различные аспекты экономических отношений.

управляющие производител и потребители Экономическая среда Природная окружающая среда Упрощенная схема экономики как народного хозяйства

Предмет экономической науки охватывает товарно-денежные, рыночные отношения, имеющие место между создателями, владельцами, продавцами товаров и их покупателями, потребителями, пользователями, включая имущественные отношения, образование и преобразование собственности, переход объектов собственности из одних рук в другие. Объектом изучения экономической науки являются труд, трудовые процессы, трудовые отношения, оплата труда, эффективности трудовой деятельности.

Основные этапы развития экономической теории Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII - начала XIX века (У.Пети,П. Буагильбер, А. Смит и его последователи Д. Рикардо, Т. Мальтус; Дж. С. Милль и К. Маркс); Маржинализм – (marginale – с фр. "дополнительный") – направление экономической теории конца XIX века; Монетаризм – экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.

Особенности классической политической экономии: главный принцип – "laissez faire" ("предоставьте делам идти своим ходом"), т. е. полное невмешательство государства в вопросы экономики; предметом изучения является в основном сфера производства; ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство; человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются; эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы: увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а уменьшение заработной платы – к уменьшению численности рабочей силы; целью предпринимательской деятельности является получение максимума прибыли; главным фактором увеличения богатства является накопление капитала; экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства; деньги – орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

Основные положения маржинализма: основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя; исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; гедонизм, то есть жизнь ради счастья. Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения.

Теория монетаризма характеризуется следующими положениями: главный регулятор общественной жизни – денежная эмиссия; количество денег в обращении определяется автономно; скорость обращения денег жестко фиксирована; эмиссия денег стабильна; изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров; исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства; поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Экономическая система – это совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе функционирования производительных сил и отражают их уровень и характер развития

Типы экономических систем: Рыночная экономическая модель Плановая экономическая модель Смешанные модели Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Виды потребностей: - первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), - вторичные, к которым относится все остальное.

Экономические ресурсы (факторы производства) - все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Свойства общественных благ: неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию; неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага; неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, изучающая действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения.

Экономика здравоохранения изучает: Роль здравоохранения в общей экономике (обосновывает медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения); Методы рационального и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов здравоохранения; Вопросы финансирования здравоохранения; Подходы и методы ценообразования на различные виды медицинских услуг и многое другое.

Разделы (или уровни) экономики здравоохранения макроэкономика (макроэкономический уровень) - характеризует эффективность здравоохранения как системы; микроэкономика (микроэкономический уровень) - характеризует экономические аспекты деятельности учреждений здравоохранения.

Доля общих расходов на здравоохранение (% от ВВП),

Младенческая и детская смертность среди групп населения с самыми низкими и самыми высокими доходами в Киргизии

Младенческая и детская смертность среди групп населения с самыми низкими и самыми высокими доходами в Казахстане

Зависимость продолжительности жизни от особенностей экономики государства (WHO,1996)

Медицинская эффективность здравоохранения - степень достижения медицинских результатов Медицинские результаты: изменении уровня заболеваемости; изменение характера заболеваемости; изменение тенденций в заболеваемости.

Социальная эффективность здравоохранения – степень достижения социального результата Социальный результат: оптимизация уровня рождаемости, снижении показателей смертности, увеличении продолжительности жизни, удовлетворенность медицинской помощью

Экономическая эффективность здравоохранения - положительный вклад (прямой или косвенный), который вносит здравоохранение в рост национального дохода путем улучшения здоровья населения.

Экономический ущерб общие экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения

Лекция 2. Рыночная экономика. Конкуренция и монополия. Особенности рынка услуг здравоохранения.

Рынок как экономическая категория выражает отношение свободного выбора хозяйственных связей в рамках действующих законов На свободу рыночного поведения оказывают воздействие 2 группы законов: экономические законы, которые объективны и не зависят от желания и воли людей; юридические законы, являющиеся субъективными, принимаемыми и отменяемыми людьми.

Принципы построения рыночных отношений: взаимная заинтересованность участников в совершении рыночной операции; платность (возмездность); эквивалентность – равенство между оплаченным и полученным благом.

Условия возникновения рынка: многообразие форм собственности и видов хозяйствования; возможность осуществления предпринимательской деятельности; свободный доступ к ресурсам; возможность потребительского выбора; необходимость государственного регулирования рыночных процессов.

Классификационные признаки структуры рынка: по степени зрелости рыночных отношений; по положению участников; по товарному составу; по размерам рыночного пространства; по характеру управления рыночными процессами и др.

По степени зрелости рыночных отношений выделяют: развитой рынок (реализованы все условия возникновения экономической модели); неразвитой рынок (отсутствуют или недостаточно полно проявлены условия возникновения рынка).

По положению участников выделяют: рынок продавцов, на котором свой потребительский выбор делает покупатель; рынок покупателей, на котором доминирует продавец уникального или количественно ограниченного товара.

Основные параметры рынка Спрос - это количество товаров (медицинских услуг), которые желают и могут приобрести потребители (пациенты) за некоторый период и по определенной цене Предложение - это количество товаров (медицинских услуг), которые могут быть проданы в определенный период времени на данной территории (оказаны данным лечебно-профилактическим учреждением (врачом). Цена - денежное выражение стоимости товара (или услуги).

Р Р'Р' O T Q'Q' Q Кривая предложения Кривая спроса Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения Т – точка равновесия, Р' – равновесная цена, Q' – равновесное количество медицинских услуг по цене Р', которое будет приобретено пациентами в данный момент времени и будет предоставлено врачами в тот же период

Рынок здравоохранения – это развитая система отношений товарного и нетоварного обмена, которая представляет собой объединение отдельных, взаимосвязанных субрынков, включающих: рынок медицинских услуг; рынок лекарственных препаратов, материалов и гигиенических средств; рынок медицинского оборудования и инструментария; рынок труда медицинских работников; рынок научно-технических разработок и интеллектуального труда; рынок ценных бумаг в сфере здравоохранения.

Конкуренция - тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Отличия товарного рынка совершенной конкуренции от рынка медицинских услуг Рынок совершенной конкуренцииРынок медицинских услуг Большое количество продавцовЧисло продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны ситуации, близкие к естественной монополии Однородность товараНеоднородность медицинской услуги, ее уникальные свойства Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или трудность сопоставления цены и качества Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных некоммерческих организаций Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. Как правило, требуется участие «третьей стороны» - компетентного посредника, который и оплачивает часть медицинских услуг

Здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыночного механизма: часть медицинских услуг обладает свойством «общественных товаров» (или «общественных благ») (одной из особенностей «общественных благ» является их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке); недостаточная информированность потребителя, информационная «асимметрия» производителя и потребителя медицинских услуг деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения; особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи: объем и качество потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности населения – это, естественно, нарушает механизм рыночного ценообразования в здравоохранении.

Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров- заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса при изменении цены на 1 %.

Графики спроса с различной эластичностью по цене

Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара при изменении цены (P) на 1 %:

Влияние фактора времени на эластичность предложения

Рекомендуемая литература: Экономика здравоохранения / Г.М. Перфильева, В.М. Алексеева, Н.Г. Шамшурина, Е.Е. Кобяцкая, Е.Б. Галкин, Л.В. Ильясова. Под ред. И.Н. Денисова. – М.: ГОУ ВУНМЦ, – 224с. (Рекомендовано УМО для студентов специальности – Сестринское дело). Кича Д.И., Фомина А.В. Основы экономики и финансирования здравоохранения: Учебно-метод. пособие. – М.: Изд-во РУДН, Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения / Под ред. А.И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, – 328 с. Щепин О.П., Габуева Л.А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении / Под ред. акад. РАМН В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, – 432 с. Шамшурина Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. – М.: МЦФЭР, – 278 с.

Спасибо за внимание!