«Ядерная и радиационная безопасность атомных кораблей в течение жизненного цикла» По направлению модернизации и технологического развития экономики России:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Повышение энергоэффективности и ресурсовсбережения в горной отрасли» По направлению модернизации и технологического развития экономики России: Повышение.
Advertisements

Радиоактивность (естественная и искусственная) Правило смещения.
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
Ядерный (атомный) реактор. Содержание: 0 История создания. История создания. 0 Ядерный реактор. Ядерный реактор. 0 Конструкция. Конструкция. 0 Классификация(кратко).
«Энергосбережение и энергоаудит» По направлению модернизации и технологического развития экономики России: Повышение энергоэффективности и ресурсосбережения.
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
Лауреат Нобелевской премии за открытие электрона, предложил одну из первых атомных моделей, исследовал катодные и рентгеновские лучи, изучал прохождение.
2 Проект постановления Правительства Российской Федерации «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к РАО, критериях отнесения РАО.
«Энергосбережение и энергоаудит» По направлению модернизации и технологического развития экономики России: Повышение энергоэффективности и ресурсосбережения.
Учитель физики МОУ СОШ 11 г.Твери Михайлова Л.В..
Работа студентки гр. Х-11 1/9 «Днепропетровский политехнический колледж» Чуб Анны.
МОУ Цель работы Развивать навыки по определению потенциально опасных при радиационных авариях мест и способы защиты от радиоактивного излучения.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
ВВЕДЕНИЕ В О СНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКИ РЕСУРСА ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ.
Цепная ядерная реакция 11 класс Подготовил: Савков Д. учитель Антикуз Е.В.
Студентки 3 курса Новиковой Анастасии Владиславовны 1.
«Создание пилотной зоны комплексной системы мониторинга защиты населения на территории Приморского края»
D.Lavushev Цели: Узнать больше об радиационном загрязнении Оценить ситуацию в мире Найти пути решения предотвращения дальнейшего загрязнения.
Польза и вред атомной энергии Авторы: Емельянова Анастасия МБОУ ВОДНОБУЕРАЧНАЯ СОШ Камышинский район Волгоградской области.
СОДЕРЖАНИЕ УМК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « Ядерные паропроизводящие установки »
Транксрипт:

«Ядерная и радиационная безопасность атомных кораблей в течение жизненного цикла» По направлению модернизации и технологического развития экономики России: Развитие ядерных технологий

Цель программы формирование у слушателей теоретических и практических знаний и навыков, необходимых для проведения организационно- технологических работ по комплексному обеспечению ядерной и радиационной безопасности атомных кораблей в течение жизненного цикла.

Структура программы Модуль 1 Жизненный цикл атомных кораблей Модуль 2 Ядерная безопасность Модуль 3 Радиационная безопасность

Программа модуля 1 «Жизненный цикл атомных кораблей» Наименование разделов и темВсего часов Раздел 1. Ядерная энергетическая установка 8 Раздел 2. Производственная структура предприятия судостроительной промышленности (основные позиции) 4 Раздел 3. Жизненный цикл атомных кораблей 2 Раздел 4. Укрупненные технологические графики работ на этапах жизненного цикла 2 Раздел 5. Сложные технологические операции (комплектация активных зон, перезарядка реакторов, испытательно-сдаточный период) на этапах жизненного цикла реакторной установки 6 Раздел 6. Утилизация атомных кораблей 2 Раздел 7. Потенциально опасные работы на этапах жизненного цикла 2 Раздел 8. Организация ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности 2 Раздел 9. Система обеспечения качества работ 2 Раздел 10. Социально-правовой аспект обеспечения персонала 2 Раздел 11. Система обращения с радиоактивными отходами, образующимися на разных этапах жизненного цикла атомного корабля 2

Результаты обучения по модулю 1 «Жизненный цикл атомных кораблей» Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: -по технологии работ на этапах жизненного цикла атомных кораблей; -в области выполнения наиболее сложных технологических операций, являющихся потенциально-опасными работами; -в переработки радиоактивных отходов; приобрести умения: -анализировать технологические операции на этапах жизненного цикла; -формировать технологические линии переработки радиоактивных отходов; -безопасного выполнения потенциально-опасных работ; получить знания: -ядерных энергетических установок, режимов их работы и их жизненного цикла; -производственной структуры предприятий судостроительной промышленности; -перечня потенциально-опасных работ на этапах жизненного цикла атомных кораблей.

Программа модуля 2 «Ядерная безопасность» Наименование разделов и темВсего часов Раздел 1.Физические основы ядерной безопасности атомных кораблей 10 Раздел 2. Система нормативно-технической документации по ядерной безопасности 2 Раздел 3. Потенциально ядерно-опасные работы при постройке, испытаниях (эксплуатации), ремонте, выводе из эксплуатации, утилизации кораблей (судов) с ЯЭУ 4 Раздел 4. Обеспечение ядерной безопасности в течение жизненного цикла кораблей (судов) с ЯЭУ 4 Раздел 5. Возможные ядерные аварии, их локализация и ликвидация последствий 4 Раздел 6. Обеспечение ядерной безопасности при работах с ядерными материалами 2

Результаты обучения по модулю 2 «Ядерная безопасность» Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: -в области обеспечения работоспособности всех систем важных для безопасности реакторной установки (систем безопасности и систем нормальной эксплуатации); приобрести умения: -анализировать потенциально опасные работы; -определять виды опасности и набор необходимых практических действий по предотвращению возможных ядерных аварий; -принимать меры по ликвидации последствий ядерных аварий; получить знания: -об основных ядерно-физических процессах в активной зоне реактора; -физике ядерных аварий; -о потенциально ядерно-опасных работах и организации их проведения.

Программа модуля 3 «Радиационная безопасность» Наименование разделов и темВсего часов Раздел 1.Ядерная реакторная установка как источник ионизирующих излучений 2 Раздел 2. Механизмы воздействия ионизирующих излучений на организм человека 6 Раздел 3. Физика и материалы защиты от ионизирующих излучений 4 Раздел 4. Радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений на предприятиях 4 Раздел 5. Система нормативно-технической документации по РБ 2 Раздел 6. Радиационно-опасные работы (РОР) на предприятиях 4 Раздел 7. Обеспечение РБ на предприятиях ОПК 4 Раздел 8. Организация радиационного контроля на предприятиях ОПК 2 Раздел 9. Дезактивация оборудования, систем, помещений, территорий 2 Раздел 10. Возможные радиационные аварии и ликвидация их последствий 4

Результаты обучения по модулю 3 «Радиационная безопасность» Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: -безопасной работы с радиоактивными веществами; -опыт проведения радиационно-безопасных работ; приобрести умения: - при анализе технологических процессов выделять радиационно-опасные работы; - оценивать характер опасности выполняемых работ; - определение перечня средств безопасного выполнения работ; получить знания: о биологическом воздействии ионизирующих излучений; о радиационно-опасных работах в течение жизненного цикла атомного корабля; о средствах радиационной защиты.

Контрольно-измерительные материалы (входной контроль) 1. Ядерная энергетическая установка состоит из а) силовая установка б) реакторная и силовая установка 2. Жизненный цикл атомных кораблей состоит из этапов: а) постройка, эксплуатация, заводские ремонты, утилизация б) постройка, эксплуатация, утилизация 3. Радиоактивные отходы по агрегатному состоянию бывают: а) твердыми, жидкими, газообразными б) только жидкими 4. Утилизация атомных кораблей предполагает: а) затопление б) вырезка реакторного отсека и его транспортировка на хранение 5. Потенциально-опасные работы – это … а) пожароопасные, взрывоопасные работы б) ядерно и радиационно опасные работы 6. Состав атома – а) состоит из ядра и атомных электронов б) атом неделим и однороден 7. Радиоактивность – это… а) самопроизвольные превращения ядер, сопровождающиеся излучением ядерного происхождения б) активность радиоточки 8. Разделить атомное ядро можно: а) ударом по нему частицей б) путем подведения энергии выше потенциального барьера 9. Обеспечение ядерной безопасности – это… а) защита от потока ядер б) предотвращение ядерных аварий 10. Ядерные аварии бывают: а) реактивностные и с потерей теплоносителя б) в виде процесса потери ядра атомом топлива 11. Проникающее ионизирующее излучение – состоит из… а) частиц, не имеющих электрического заряда б) частиц малых размеров 12. Можно ли полностью защититься от воздействия радиации а) нельзя б) можно 13. Биологическая защита энергоустановок позволяет а) полностью прекратить облучение персонала б) снижает облучение до допустимого уровня 14. Металлы с наведенной активностью образуются под действием а) любых видов излучений б) нейтронного излучения 15. Радиационная авария – это … а) потеря управления источником излучения б) реактивностная авария 16. Классификация ТРО и ЖРО осуществляется по признакам: а) теплопроводность б) удельная активность

Контрольно-измерительные материалы (текущий контроль по модулю 1) 1. Судовые ядерные реакторные установки включают: а) реакторы на тепловых нейтронах б) реакторы на быстрых нейтронах 2. Компоновка перспективной реакторной установки а) интегральная б) петлевая 3. Основные позиции постройки реакторной установки – это… а) заводская набережная б) цех реакторных установок, физический стенд, достроечная набережная 4. На этапе эксплуатации выполняется ли техническое обслуживание: а) да б) нет 5. Заводской ремонт выполняется а) на судоремонтном предприятии с выводом из эксплуатации б) на базе судовладельца, без вывода из эксплуатации 6. Модернизация корабля – это … а) замена оборудования подвергшегося физическому износу б) замена морально устаревшего оборудования, независимо от физического износа 7. Переоборудование судна – это… а) улучшение бытовых условий экипажа б) изменение назначения судна 8. На этапе утилизации реакторный отсек вырезается: а) в доке б) на плаву 9. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт выполняется: а) на базе судовладельца б) на судоремонтном предприятии 10. Устранение наведенной активности ТРО осуществляется: а) путем дезактивации б) путем выдержки или ядерной трансмутации

Контрольно-измерительные материалы (текущий контроль по модулю 2) 1. В атомном ядре действуют силы: а) кулоновского отталкивания б) кулоновского отталкивания и внутриядерного притяжения 2. Энергия связи в атоме а) связь электронов с ядром б) связь между электронами 3. Сопровождается ли радиоактивный распад выделением энергии а) сопровождается б) не сопровождается 4. Чему равна энергия, выделяющаяся при радиоактивном распаде ядра а) равна энергии нуклонов б) равна разности энергии связи дочернего и материнского ядер 5. Гамма - излучение при бета - распаде возникает а) при частичном уносе энергии бета - частицы б) всегда 6. Альфа - распад характерен для… а) для тяжелых ядер б) легких ядер 7. Количество радиоактивных семейств в настоящее время а) три б) четыре 8. Количество руководящих документов по ядерной безопасности на иерархических уровнях является а) одинаковым б) на высоких уровнях количество документов меньше, чем на более низких 9. На каком этапе жизненного цикла атомного судна больше всего потенциально ядерно опасных работ а) на этапе постройки и испытаний б) на этапе утилизации 10. Могут ли ошибки в монтаже СУЗ привести к ядерным авариям а) не могут б) могут привезти к ядерным авариям 11. Чем сопровождается ядерная авария а) усиленным ионизирующим излучением б) разрушением активной зоны, усилением уровня излучения и другими эффектами 12. Ядерные аварии бывают: а) реактивностного типа и с потерей теплоносителя б) только реактивностного типа

Контрольно-измерительные материалы (текущий контроль по модулю 3) 1. В работающей активной зоне задерживаются… а) альфа - и бета - излучение б) нейтронное и гамма – излучение 2. Тормозное излучение - это … а) тепловое излучение б) фотонное излучение, возникающее при взаимодействии электронов с ядрами среды 3. Гамма - излучение взаимодействует … а) с ядрами среды и с атомными электронами б) только с атомными электронами 4. Нейтронное излучение взаимодействует с… а) только с ядрами среды б) ядрами среды и с атомными электронами 5. Эффективная доза - это… а) характеристика радиационных эффектов б) мера риска возникновения отдаленных последствий в результате облучения организма человека 6. Структура биологической защиты от нейтронов является а) сплошной, состоящей из тяжелых сред б) многослойной, состоящей из чередующихся слоев тяжелых и легких сред 7. Твердые радиоактивные вещества - это… а) металлы и неметаллы б) только металлы 8. Активность ЖРО обусловлена… а) катионами растворенных солей б) анионами растворенных солей 9. Концентрирование РАО - это… а) превращение их в концентраты б) выпаривание растворителя до состояния сухих солей 10. Система нормативно-технической документации по РБ состоит: а) из документов одного уровня б) имеет многоуровневую структуру 11. Радиационно-опасные работы осуществляются… а) на всех этапах жизненного цикла судов и кораблей, а также на самих предприятиях б) только на судах и кораблях и только при их испытаниях 12. Организация радиационного контроля на предприятиях состоит а) только в контроле окружающей среды б) в выполнении радиационно-дозиметрического контроля на судах и предприятиях 13. Дезактивация загрязненных поверхностей осуществляется а) кислотными растворами б) щелочными растворами

Контрольно-измерительные материалы (итоговый контроль по модулю) 1. При какой компоновке реакторной установки ее масса меньше а) при интегральной б) при петлевой 2. При какой компоновке реакторная установка лучше приспособлена к работе на естественной циркуляции теплоносителя а) при любой компоновке б) при интегральной компоновке 3. Назначение координатно-наводящего устройства а) для измерения координат судовых фундаментов б) для обеспечения совпадения осей ТВС и перегрузочного контейнера при выгрузке ОЯТ 4. Испытательно-сдаточный период состоит из … а) швартовных и ходовых испытаний б) ходовых испытаний 5. Какие сорбенты используются при переработке ЖРО: а) только органические смолы б) искусственные селективные сорбенты и органические смолы 6. Что делают с носовой и кормовой частями судна при утилизации а) фрагментируют и отправляют на переплавку б) размещают для выдержки в пункте длительного хранения 7. Потенциально-опасные работы бывают: а) потенциально ядерно-опасными б) радиационно-опасными 8. Энергия связи нуклонов в ядре … а) одинаковая для всех нуклидов б) зависит от устойчивости ядра 9. Почему выделяется тепло в ядерном реакторе а) вследствие деления ядер топлива б) из-за замедления нейтронов 10. Чему равна энергия, выделяющаяся при радиоактивном распаде… а) энергии ядерного излучения б) разности энергии связи дочернего и материнского ядер 11. Закон радиоактивного распада - это… а) закон Кулона б) приложение предельной теоремы Бернулли 12. Ядерные реакции имеют… а) стохастический характер б) детерминированный характер 13. Что происходит после подвода энергии к ядру перед его делением а) пульсирует б) ядро увеличивается в объеме 14. Энергия для деления ядра подводится а) путем нагревания ядра б) путем облучения нейтронами 15. Потенциально ядерно-опасные работы на этапе утилизации возможны: а) в течение всего этапа утилизации б) до выгрузки активной зоны 16. Ядерные аварии бывают: а) реактивностного типа и с потерей теплоносителя б) только реактивностного типа 17. Что излучает работающая реакторная установка а) гамма - и альфа - излучение б) гамма -, нейтронное, альфа - и бета – излучение 18. Эффективная доза - это… а) мера риска возникновения отдаленных последствий в результате облучения организма человека б) характеристика радиационных эффектов 19. Бак железо-водной защиты - это… а) это железный бак с водой б) емкость для размещения блока ППУ 20. По удельной активности ТРО и ЖРО бывают: а) низко и высоко активными б) низко, средне и высокоактивными 21. Система нормативно-технической документации по радиационной безопасности состоит: а) из федеральных законов б) имеет многоуровневую структуру 22. Организация радиационного контроля на предприятиях состоит а) в выполнении радиационно-дозиметрического контроля на судах и предприятиях б) только в контроле окружающей среды 23. В чем состоит дезактивация - … а) в обработке поверхности хлорным раствором б) в обработке загрязненной поверхности смесями разбавленных кислот 24. Радиационная авария – это … а) потеря управления источником излучения б) реактивностная авария

Тематика (комплексных) аттестационных заданий по модулю 1 1. Ядерная реакторная установка и ее основные системы. Схемы. Режимы работы. 2. Силовая установка и ее основные системы. Схемы. Теоретические основы работы. 3. Производственная структура судостроительного предприятия. Основные позиции постройки и испытаний атомных кораблей. 4. Производственная структура судоремонтного предприятия. Основные позиции ремонта и испытаний атомных кораблей. 5. Жизненный цикл атомных кораблей. Производственная база обеспечения жизненного цикла. 6. Укрупненная технология работ на этапах жизненного цикла атомных кораблей. 7. Технология перезарядки ядерных реакторов. 8. Переработка ЖРО на стационарных технологических линиях. Мобильные установки по переработке ЖРО. 9. Технология и производственная база утилизации атомных кораблей. 10. Основные потенциально ядерно-опасные работы. Радиационно-опасные работы. 11. Система социально-правового обеспечения персонала предприятий судостроительной промышленности.

Тематика (комплексных) аттестационных заданий по модулю 2 1. Проявление сложной структуры атома. 2. Атомное ядро. Состав. Заряд. Энергия связи. Изотопы и изобары. Ядерные силы. 3. Радиоактивность. Определение. Виды радиоактивного распада. 4. Радиоактивность. Альфа - распад, бета - распад, гамма - излучение, спонтанное деление, протонная и нейтронная радиоактивность. 5. Радиоактивность. Радиоактивные семейства. 6. Ядерные реакции. Эффективные сечения, реакции резонансного типа и реакции потенциального рассеяния. 7. Реакция деления тяжелого ядра. Основы теории. Схема реакции. Энергетические процессы при реакции деления. Продукты деления. 8. Основные процессы в ядерных реакторах. Ядерные процессы в работающей активной зоне. Физика ядерных аварий. 9. Система нормативно-технической документации по ядерной безопасности. 10. Потенциально ядерно-опасные работы на этапах жизненного цикла атомных кораблей. 11. Обеспечение ядерной безопасности на этапах жизненного цикла атомных кораблей. 12. Ядерные аварии. Классификация. Реактивностные аварии. Аварии с потерей теплоносителя.

Тематика (комплексных) аттестационных заданий по модулю 3 1. Излучения работающей реакторной установки. 2. Излучения остановленной реакторной установки. 3. Излучения при дефектоскопии. 4. Механизмы воздействия ионизирующих излучений на биологические объекты. 5. Последствия действия ионизирующего излучения на организм человека. 6. Защита от нейтронного излучения и гамма - излучения. 7. Методы оценки эффективности защиты. 8. Радиоактивное оборудование. 9. Жидкие и газообразные радиоактивные вещества реакторной установки. 10. Система нормативно-технической документации по радиационной безопасности. 11. Радиационно-опасные работы на этапах жизненного цикла атомных кораблей. 12. Радиационно-опасные работы при дефектоскопии. 13. Радиационно-опасные работы при переработке РАО. 14. Радиационный мониторинг. 15. Обеспечение радиационной безопасности на этапах жизненного цикла атомных кораблей. 16. Радиационно-технологический контроль реакторной установки. 17. Радиационно-дозиметрический контроль. 18. Дезактивация. 19. Возможные радиационные аварии на этапах жизненного цикла. 20. Возможные радиационные аварии при переработке РАО. 21. Возможные радиационные аварии при дефектоскопии.

Методические рекомендации для слушателей по изучению тем модулей

Методические рекомендации для слушателей по выполнению лабораторных и практических работ

Методические рекомендации для слушателей по выполнению выпускных аттестационных работ

Стажировка в России Места стажировки – ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка» ОАО «ПО «Севмаш» - крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок. ОАО «ЦС «Звездочка» - судостроительная и судоремонтная верфь, специализируется на утилизации подводных лодок, производстве гребных винтов различного назначения, строительстве буровых установок.

Стажировка за рубежом Место стажировки - научно-производственное унитарное предприятие «АТОМТЕХ» ОАО «МНИПИ» (г. Минск, Республика Беларусь) Более 30 лет основным направлением деятельности предприятия является разработка и выпуск приборов, аппаратуры и оборудования для ядерных измерений и радиационного контроля. Продукция предприятия «АТОМТЕХ» регулярно демонстрируется и получает престижные награды на международных выставках и конгрессах по вопросам ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь, Российской Федерации, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Китае, Польше, Словакии, США, Украине, Франции, Чехии, Шотландии, Японии и др.