Презентация урока «Традиции и новаторство в романтической поэме А.С.Пушкина «Братья-разбойники» Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт.
Advertisements

Романтизм Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт,
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Романтизм как литературное направление. Романтизм - идейное, художественное направление в европейской, русской и американской культуре конца XVIII - начала.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Сергеев Н.П 2013г..
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Свободолюбивая лирика … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.
СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Творчество М.Ю. Лермонтова Подготовила Фатеева Мария.
Обучение анализу лирического произведения. мировоззрение художника романтическая элегия русские поэты – романтики проникновенный лиризм светлая печаль.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
А. С. ПУШКИН Лирика. 1.В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина? а)«Московские Ведомости» б)«Полярная звезда» в)«Колокол»
Транксрипт:

Презентация урока «Традиции и новаторство в романтической поэме А.С.Пушкина «Братья-разбойники» Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 32 г. Магнитогорска Ивина Любовь Яковлевна

«Чувства чистой совести достаточно для смерти. «Чувства чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.» Н.Тургенев, идеолог движения декабристов Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.» Н.Тургенев, идеолог движения декабристов

Романтический герой Свободолюбивый Свободолюбивый Гордый Гордый Мятежный, непокорный Мятежный, непокорный Внутренне свободный Внутренне свободный Цельный характер Цельный характер Одинокий Одинокий Бунтарь Бунтарь Не удовлетворён окружающей действительностью Не удовлетворён окружающей действительностью Странник. скиталец Странник. скиталец

1817год-закончен лицей

Петербург( )

«Пушкина надобно сослать в Сибирь. Он наводнил Россию возмутительными стихами»

Перевод по службе(ссылка) на юг России 6 мая 1820 года Пушкин выехал из Петербурга Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный…

Индивидуальное задание: анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Понятны ли вам слова «ветрило». «земля полуденная»? Понятны ли вам слова «ветрило». «земля полуденная»? Почему поэт так называет парус, юг? Почему поэт так называет парус, юг? В каком состоянии находится лирический герой? Как передано оно в стихотворении? В каком состоянии находится лирический герой? Как передано оно в стихотворении? Какова интонация стихотворения, как она создаётся? Какова интонация стихотворения, как она создаётся? Почему герой стихотворения стремится на «полуденный берег» с «волненьем и тоской»? Почему герой стихотворения стремится на «полуденный берег» с «волненьем и тоской»? Как воспоминания подействовали на душу героя? Как воспоминания подействовали на душу героя? Каков образ родины в стихотворении? Каков образ родины в стихотворении? Что из прошлого забыто, а что оставило след в памяти? Как это объясняет автор? Что из прошлого забыто, а что оставило след в памяти? Как это объясняет автор? Как в стихотворении переосмыслен реальный факт биографии - ссылка на юг? Как в стихотворении переосмыслен реальный факт биографии - ссылка на юг? В чём причина такого переосмысления? В чём причина такого переосмысления?

Годы южной ссылки( ) созданы великолепные образцы романтической и политической лирики Призывы к борьбе, вольности: «Кинжал», «Узник» Призывы к борьбе, вольности: «Кинжал», «Узник» Мотивы русской истории: «Песнь о вещем Олеге» Мотивы русской истории: «Песнь о вещем Олеге» Любовная лирика Любовная лирика Пейзажная лирика Пейзажная лирика Романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» Романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»

История создания поэмы «Братья- разбойники» «Когда Пушкин проезжал через Екатеринослав, из местной тюрьмы бежали два брата. Тюрьма была переполнена бунтующими мужиками и другими арестантами. Чтобы их содержать, арестантов гоняли в город просить милостыню. Братья Засорины воспользовались этим и,скованные вместе, в кандалах бросились в Днепр и ушли. Их побег наблюдал Пушкин со своим слугой Никитой. Кроме того, он не раз ходил в Кишинёвскую тюрьму и беседовал с арестантами.» М. Басина «Жизнь Пушкина» М. Басина «Жизнь Пушкина»

Композиция поэмы 1)Вступление: «Не стая воронов слетелась на груды тлеющих костей, за Волгой, ночью, вкруг огней удалых шайка собиралась» 1)Вступление: «Не стая воронов слетелась на груды тлеющих костей, за Волгой, ночью, вкруг огней удалых шайка собиралась» 2)Основная часть: монолог-исповедь старшего брата: «Нас было двое: брат и я»-рассказ от первого лица делает исповедь лирически взволнованной, эмоционально приподнятой 2)Основная часть: монолог-исповедь старшего брата: «Нас было двое: брат и я»-рассказ от первого лица делает исповедь лирически взволнованной, эмоционально приподнятой

Сюжет поэмы 1)Детство: «…жизнь была не в радость» 1)Детство: «…жизнь была не в радость» 2)»Мы жили в горе, средь забот…наскучила нам эта доля» 2)»Мы жили в горе, средь забот…наскучила нам эта доля» 3. «в товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь, забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь» 3. «в товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь, забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь» 4) «Всё наше, всё себе берём!» 4) «Всё наше, всё себе берём!» 5) «поймали нас…и стража отвела в острог» 5) «поймали нас…и стража отвела в острог» 6) «Я уцелел, он изнемог» 6) «Я уцелел, он изнемог» 7) «…но молодость своё взяла» 7) «…но молодость своё взяла» 8) «Душа рвалась к лесам и воле» 8) «Душа рвалась к лесам и воле» 9) «Оковы камнем разбиваем» 9) «Оковы камнем разбиваем» 10) «Но бедный брат…над хладным телом я остался 10) «Но бедный брат…над хладным телом я остался 11) «Влачусь угрюмый, одинокий, окаменел мой дух жестокий и в сердце жалость умерла, но иногда щажу морщины…я помню…» 11) «Влачусь угрюмый, одинокий, окаменел мой дух жестокий и в сердце жалость умерла, но иногда щажу морщины…я помню…»

Романтический герой Свободолюбивый Свободолюбивый Гордый Гордый Мятежный, непокорный Мятежный, непокорный Внутренне свободный Внутренне свободный Цельный характер Цельный характер Одинокий Одинокий Бунтарь Бунтарь Не удовлетворён окружающей действительностью Не удовлетворён окружающей действительностью Странник. скиталец Странник. скиталец

Герои поэмы Кто и почему избран автором в герои? Кто и почему избран автором в герои? Как автор мотивирует тот факт, что братья стали разбойниками? Как автор мотивирует тот факт, что братья стали разбойниками? Какими они изображены? Какими они изображены? Соблюдается ли в авторском изображении канон романтического героя? Соблюдается ли в авторском изображении канон романтического героя?

Сделаем выводы о характерах романтической поэмы 1)Герои-крестьяне,представители простого народа 1)Герои-крестьяне,представители простого народа 2)Их недовольство действительностью носит социальный характер 2)Их недовольство действительностью носит социальный характер 3)Бунт героев- форма борьбы против несправедливости жизни 3)Бунт героев- форма борьбы против несправедливости жизни 4)Герои –сильные, свободолюбивые, неспособные только говорить или мечтать о свободе. Они способны только действовать 4)Герои –сильные, свободолюбивые, неспособные только говорить или мечтать о свободе. Они способны только действовать 5)Герои –разбойники.Их ремесло страшное и жестокое. Но человеческая совесть в них не убита годами разбоя 5)Герои –разбойники.Их ремесло страшное и жестокое. Но человеческая совесть в них не убита годами разбоя

Местный колорит поэмы 1)Где разворачиваются события? 1)Где разворачиваются события? 2)Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего? 2)Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего? 3)Найдите в поэме элементы фольклорной поэтики 3)Найдите в поэме элементы фольклорной поэтики 4)Найдите элементы, характерные для романтической поэмы 4)Найдите элементы, характерные для романтической поэмы

Наблюдения: язык поэмы выполните задания 1.Назовите художественный приём: 1.Назовите художественный приём: Не стая воронов слетелась Не стая воронов слетелась На груды тлеющих костей, На груды тлеющих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась Удалых шайка собиралась 2.Найдите контекстуальный синоним в 1 строфе: «удалых шайка»- … 2.Найдите контекстуальный синоним в 1 строфе: «удалых шайка»- …

Продолжим наблюдения 3.Найдите фольклорные(постоянные) эпитеты во 2,3,4 строфах 3.Найдите фольклорные(постоянные) эпитеты во 2,3,4 строфах 4.Выпишите архаизмы, славянизмы. Какова их роль в стилистике поэмы? 4.Выпишите архаизмы, славянизмы. Какова их роль в стилистике поэмы? 5.Определите приём: «и сны зловещие летают над их преступной головой» 5.Определите приём: «и сны зловещие летают над их преступной головой» 6.Определите приём: «…кого убийство веселит, как юношу любви свиданье» 6.Определите приём: «…кого убийство веселит, как юношу любви свиданье»

Проверьте свои ответы 1. Отрицательный параллелизм 1. Отрицательный параллелизм 2. «страшное семейство» 2. «страшное семейство» 3. земля сырая, булатный нож, тёмная ночь, месяц ясный, красные девушки 3. земля сырая, булатный нож, тёмная ночь, месяц ясный, красные девушки 4. стяжание, хладный, младость, глас, жребий, стража, недуг, смрадный., грёзы, алкала, взор, влачусь 4. стяжание, хладный, младость, глас, жребий, стража, недуг, смрадный., грёзы, алкала, взор, влачусь 5.метафора 5.метафора 6.сравнение 6.сравнение

Тематика и проблематика поэмы 1)Поэма- выражение свободолюбивых идеалов своего времени была напечатана в журнале «Полярная звезда» Северного общества декабристов 1)Поэма- выражение свободолюбивых идеалов своего времени была напечатана в журнале «Полярная звезда» Северного общества декабристов 2)Проблемы –социальные. Разбойники- явление типическое, одна из форм борьбы крестьян с социальной несправедливостью 2)Проблемы –социальные. Разбойники- явление типическое, одна из форм борьбы крестьян с социальной несправедливостью 3)Конфликт: человек-общество 3)Конфликт: человек-общество 4)Проблемы моральные, нравственные 4)Проблемы моральные, нравственные

Традиции и новаторство поэмы традицииноваторство 1.свободолюбие 1.Противоречивость характера героя 2.Исключительность обстановки 2.Свобода- понятие не абсолютное: нет свободы от нравственных законов 3.Исключительность характера 3.Исповедальный характер 4.Особый язык 4. Полемичность

Творческий практикум Разбирая архивы после смерти А.Пушкина В.А. Жуковский обнаружил неизвестные ранее заключительные строки. Почему эти строки не были опубликованы с общим текстом поэмы? Меняется ли восприятие поэмы? Разбирая архивы после смерти А.Пушкина В.А. Жуковский обнаружил неизвестные ранее заключительные строки. Почему эти строки не были опубликованы с общим текстом поэмы? Меняется ли восприятие поэмы? Меняется ли ваше отношение к героям? Меняется ли ваше отношение к героям?