Внутригосударственные механизмы защиты прав человека и гражданина Республики Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Advertisements

Обращение - это индивидуальное или коллективное (два и более человек) предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан), юридических лиц и индивидуальных.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ: 1. простота подготовки и оформления жалобы; 2. отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины и судебных.
Змушко Екатерина, 2 курс. Новеллы Проблемные моменты Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» Законодательство об обращениях.
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСКОМ РУз. Создано ТКБ как небольшая помощь
Предупреждение гражданской правовой ответственности и осуществление медицинской деятельности. Досудебное разрешение споров Начальник Управления кадровой.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Исковое заявление и порядок предъявления иска. Исковое заявление - письменное обращение истца к суду с изложением своих правопритязаний. Письменная форма.
МИНИСТЕРСТВОЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Порядок рассмотрения обращений в организациях системы жилищно- коммунального.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Судебная система. Судебная система РФ система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории РФ. Суд.
О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ ИХ ДОХОДАМ О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
1 Судебные документы Постановления суда Протоколы процессуальных действий Решения и определения суда первой инстанции Определения суда кассационной инстанции,
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ( в помощь налогоплательщику) КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 24.
ИСКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ РУз. Создано ТКБ как небольшая помощь
Политическая система РФ.
Транксрипт:

Внутригосударственные механизмы защиты прав человека и гражданина Республики Беларусь

В Конституции РБ сказано : « Обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства » « Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов » « Каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы » « Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности » « Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод своих » И, наконец, « Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом» На конституционном уровне записано, что каждый из нас имеет право защитить свои права в случае их нарушения, что наши права и их сохранность важны для государства. А как? Куда обратиться? К кому, если вдруг кто-то на них посягнул?

И именно для этого в республике существуют

Выделяют несколько способов защиты прав граждан: 1. В судебном порядке. 2. Во внесудебном порядке (административном) 3. Конституционное правосудие

В нашей стране существует две системы судов : хозяйственные и общие. Хозяйственные суды рассматривают споры, возникающие, как правило, между организациями и индивидуальными предпринимателями, или же между субъектами хозяйствования и гос. органами. Гражданам же чаще всего приходится иметь дело именно с Общими судами. Они рассматривают : уголовные дела, то есть дела по обвинению в совершении преступления ; дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами ; гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин. К последней категории относятся дела по жилищным, семейным, наследственным, трудовым спорам, другим спорам имущественного характера (о разделе квартиры, о расторжении брака и разделе имущества, о взыскании алиментов, о разделе наследственного имущества, о взыскании долга, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.д.). К сведению, ежегодно суды в Республике Беларусь рассматривают более 300 тысяч гражданских дел.

Система общих судов в нашей стране состоит из : Верховного Суда Республики Беларусь ; областных ( Минского городского ) судов ; районных ( городских ) судов. В систему общих судов входят также и военные суды межгарнизонные и Белорусский военный суд. Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданские дела, вытекающие из отношений военной службы ( жалобы на действия органов военного управления, восстановление на службе по иску уволенных военнослужащих и др.). Гомельский областной суд Приемная суда г. Гомель, ул. Кирова, 11 тел/факс: (0232) Режим работы суда пн.-пт. 9: :00 перерыв 13: :00

Если вы хотите посудиться, нужно составить исковое заявление. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ – это документ, содержащий требование и его обоснование, подаваемый в суд. Судья может отказать в принятии заявления только по основаниям, предусмотренным законом. Если заявление неподведомственно суду, судья обязан вынести определение об отказе в принятии заявления и разъяснить истцу, в какой орган он должен обратиться. Итак, теперь непосредственно сами правила оформления искового заявления в РБ ( иначе Ваше заявление будет отклонено ). В содержании искового заявления должны быть указаны : - наименование суда, в который оно подается ; - наименование и место жительства ( место нахождения ) истца, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем ; - наименование и место жительства ( место нахождения ) ответчика ; - наименование документа ( исковое заявление ); - точное обозначение требований истца, а если требования являются имущественными, то и цена иска ; - факты, которыми истец обосновывает свои требования ; - доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов ; - другие данные, вытекающие из Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь ( далее ГПК ) и иных законодательных актов, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления ( соблюдение досудебного порядка разрешения дела и т. п.); - перечень приложений ; - подпись истца или его представителя и дату подачи.

1. Исковые заявления : имущественного характера 5 процентов цены иска о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении 1 базовая величина с каждого обязанного лица о расторжении брака 3 базовые величины о расторжении повторного брака 5 базовых величин Исковые заявления о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, а также исковые заявления о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы на срок не менее 3 лет 1 базовая величина Выдача копий решения суда о расторжении брака от 1 до 3 базовых величин ( с одного или с обоих супругов ) И т. д.

Т. о. Право на судебную защиту это элемент конституционно - правового статуса личности, который определяет принципы взаимоотношений человека, общества и государства. Поэтому нельзя не согласиться со многими авторами, в том числе и П. В. Анисимовым, который считает, что судебная защита в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным, ведущим способом восстановления нарушенных прав. Судебная защита это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно - властной деятельности, осуществляемое специально созданными для этой цели органами судами. Так, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц.

ОБРАЩЕНИЕ – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме. ПИСЬМЕННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ подаются нарочным ( курьером ), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и ( или ) предложений в книгу замечаний и предложений. УСТНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ излагаются в ходе личного приема. СРОКИ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ 1. Подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. 2. Жалобы могут быть поданы заявителями в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и ( или ) законных интересов.

Письменные обращения Письменные обращения граждан должны содержать : наименование и ( или ) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение ; фамилию, собственное имя, отчество ( если таковое имеется ) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства ( места пребывания ) и ( или ) места работы ( учебы ); изложение сути обращения ; личную подпись гражданина ( граждан ). Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Оставляются без рассмотрения по существу обращения, которые ( по которым ): изложены не на белорусском или русском языке ; не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства ( места пребывания ) гражданина ; не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения ( для юридических лиц ); содержат текст, не поддающийся прочтению ; содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения ; подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно - процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений ; содержат вопросы, не относящиеся к компетенции органа ; пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы ; подано повторное обращение, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу ; с заявителем прекращена переписка.

Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца. Обращения рассматриваются, как правило, без взимания платы.

Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования ТРЕХ основных форм деятельности : посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений. Конституционное правосудие … Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе, является КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. Оно осуществляется специализированными конституционными судами или компетентными органами, наделенными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во - первых, также защищает конституционные права и свободы граждан, во - вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во - первых, защищает конституционные права и свободы граждан, во - вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту. Способы реализации прав граждан на судебную защиту посредством конституционной юстиции имеют различия в разных государствах с учетом особенностей правовой системы страны, национальных традиций и других факторов.

Наиболее распространенным видом доступа граждан к конституционному правосудию является конституционная жалоба. При этом особое значение для эффективного рассмотрения конституционных жалоб граждан имеют так называемые ФИЛЬТРЫ, с помощью которых конституционный суд освобождается от перегруженности, вызванной необходимостью рассмотрения не входящих в его компетенцию обращений, сосредоточивает свое внимание на проблемах конституционности нормативных правовых актов. Такими « фильтрами » для определения юрисдикции суда, как правило, выступают сотрудники секретариатов судов, группы судей или судья единолично. Другой подход заключается в использовании внесудебных « фильтров ». Ими выступают органы и лица, к которым поступает обращение гражданина до его поступления в конституционный суд. Такой способ доступа граждан к конституционному правосудию является косвенным, или опосредованным, и осуществляется в двух основных формах : в порядке преюдициального производства через омбудсмена. В правовой системе Республики Беларусь механизм преюдициального запроса закреплен в статье 112 Конституции, согласно которой если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Институт Омбудсмена в Республике Беларусь пока не учрежден.

Обращения в Конституционный Суд Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь ( статья 116 Конституции Республики Беларусь ). Другие государственные органы, общественные объединения, организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта ( статья 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей ).

И … если уже исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый вправе в соответствии с международно - правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.