Реализация деятельностного подхода в учебно-методическом комплекте курса «География России» 8 класс Пятунин Владимир Борисович, доцент кафедры методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс учитель географии Шевченко Л.И. Вспомните !!! Какими показателями чаще всего характеризуют климат? Какими показателями чаще всего характеризуют.
Advertisements

Опрос Этап проверки знаний теоретического материала – 10 минут Форма: устный ответ, тест, работа с картой и т.д. Объяснение материала Изложение материала.
Макс Лауэ НАВЫК - автоматизированное выполнение простейших основных действий УМЕНИЕ - сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для.
Задание 1. Используя карты атласа и текст учебника, дайте описание географического положения Западной Сибири по типовому плану: 1.Границы, протяженность.
Климат Русской равнины. По учебнику Н.Н.Петровой и Н.А. Максимовой. Учитель Географии МАОУ «СОШ9» Великий Новгород.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ГАЛКИНА С.В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ «КЛИМАТ» (6 класс)
Горы и равнины на Земле.. Формы рельефа суши. Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Около 60% поверхности суши занято равнинами. Эти.
Сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле. Выявить причины неравномерного распределения осадков. Формировать умения работы.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
Особенности климата России Россия северная страна. На её территории четко прослеживается сезонность: четыре времени года. Климат России разнообразен и.
Как формируется климат России Виды солнечной радиации.
Урок географии 7 класс. Вопросы : 1.Из каких слоёв состоит атмосфера ? 2.Что такое атмосферное давление ? 3.Какое влияние на погоду вашей местности оказывает.
От чего зависит климат России.. Одинаковые лучи Климатообразующие факторы (или от чего зависит климат) 1.Географическая широта (угол падения солнечных.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Понятие о природном территориальном комплексе
Западная Сибирь. Географическое положение Определите место Западной Сибири на карте России С какими районами граничит? Протяженность с севера на юг и.
Климат Северной Америки. Вспомним! Австралия - самый сухой материк.
АФРИКА КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА. Цель: Познакомиться с особенностями климата Африки. Изучить особенности основных и переходных климатических поясов.
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
Транксрипт:

Реализация деятельностного подхода в учебно-методическом комплекте курса «География России» 8 класс Пятунин Владимир Борисович, доцент кафедры методики преподавания географии географического факультета МПГУ

курс «География России» 8 класс курс «География России» 8 класс

Классическое понимание деятельностного подхода с позиции теории деятельности Целеполагание; Определение (формулировка) учебной задачи; Планирование решения; Моделирование (осуществление действий, необходимых для решения поставленной задачи); Действие самоконтроля (рефлексия).

Перечень видов деятельности учащихся на уроках географии Прослушивание объяснения учителя; Беседа; Выполнение практической (самостоятельной работы); работа с источниками информации, картами, учебником, средствами наглядности; Воспроизведение объяснения учителя, или материала учебника, в том числе при различных проверочных работах

На большинстве уроков географии, как правило присутствуют начальный и заключительный элементы перечня: объяснение учителя и воспроизведение информации учащимися. То и другое – виды деятельности учащихся, при этом такое обучение деятельностным не считалось, поскольку деятельность школьников носит сугубо репродуктивный характер. При таком (традиционном) подходе к обучению, его результатами будут знания и умения. Высшие дидактические компоненты не формируются. А по сути не достигаются заявленные цели школьного географического образования (Это – проблема)

Путь решения проблемы Переход от объяснительно- иллюстративного обучения к развивающе- деятельностному. Суть: усвоение новых знаний учащимися происходит не только при усвоении объяснения учителя но и при иных, продуктивных видах деятельности

Пример (конкретизация) Тема урока: Тема урока: Распределение температур воздуха и атмосферных осадков по территории Россию Основная идея: Основная идея: температуры июля распределяются субширотно (влияние угла падения солнечных лучей), а температуры января субмеридионально (влияние циркуляции атмосферы) Данную идею учитель может просто объяснить школьникам, а можно организовать и продуктивную деятельность:

ПунктГеографическая широтаСредняя температура июля 1. Мурманск 68 0 с.ш Архангельск 3. Нижний Новгород 4. Самара 5. Астрахань Используя карту, продолжите заполнение таблицы: Принимая во внимание данные таблицы, заполните схему причинно-следственных связей, объясняющих распределение средних температур: В рамках должны быть следующие положения (словосочетания): «радиационный баланс»; «угол падения солнечных лучей»; «распределение температур июля»; «географическая широта». Сформулируйте вывод: в июле распределение температур по территории России определяется ________________; чем севернее, тем __________; а чем __________, тем теплее. Самые высокие температуры июля отмечаются на _________________ ____________. Географическая широта Угол падения солнечных лучей Радиационный баланс Средняя температура июля

Пример (конкретизация) Увеличение удаленности от Атлантического океана Нарастание степени континентальности климата Понижение средних температур января Уменьшение годового количества осадков Подобным образом, можно изучать со школьниками и данный материал: либо объясняя его школьникам, либо организуя их продуктивную деятельность (анализ карт и сбор фактического материала; определение закономерностей в изменении климатических условий; объяснение выявленных закономерностей и формулировка выводов.

Следующий пример вполне напоминает задание для практической работы в традиционном понимании этого слова Используя политико-административную карту, составьте описание субъекта РФ, в котором Вы живете, по следующему плану: 1. Название, статус: ________________________ ________________. 2. Столица (административный центр): ____________________. 3. Число аналогичных по статусу субъектов РФ: ____. 4. Географический регион, в котором субъект расположен: ____________________. 5. Имеется ли выход к государственной границе: _______. 6. Пограничные субъекты РФ: _____________________________________________ ___________________________________________________________________. 7. Время, которое действует в субъекте РФ: ________________________. Выполняя задание, школьники учатся читать политико- административную карту. Кроме того, за выполнение этого задания можно выставить отметку в журнал. Возможно организация работы иным образом: дома, описывая собственный субъект, школьники тренируются в ответах на вопросы, а в классе на следующем уроке, учащемся для описания будут предложены иные субъекты. И будет оценена уже классная работа. По усмотрению учителя перечень вопросов может быть расширен.

Типы заданий дидактического аппарата учебника Вид учебной деятельности: углубление и конкретизация информации, изложенной в тексте учебника: (приведите примеры…, докажите, что…, объясните причины…, и др.); преобразование информации представленной в учебнике: (используя рисунок (схему) учебника составьте рассказ о…, используя текст учебника закончите заполнение схемы… ); обоснование собственной точки зрения, то есть вопросы дискуссионного характера; разрешение логического противоречия, между тем, что должно быть, и тем, что имеется на самом деле, то есть проблемные вопросы и задания; извлечение информации из какого-либо источника (карты, таблицы и др.), ее анализ и формулировка выводов.

Примеры заданий Верно ли утверждение, согласно которому территория России среди других стран мира имеет самую большую протяженность с севера на юг? Проведя соответствующие вычисления, сравните по этому показателю нашу страну с Бразилией, США, Чили, Канадой (Извлечение информации из источника, ее анализ и формулировка выводов) В какой из стран – России, или Канаде – географическое положение в высоких широтах создает больше проблем для населения и его хозяйственной деятельности? Обоснуйте собственную точку зрения. (Дискуссионный вопрос) Почему природные условия стран северной Европы – Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии – не столь суровы по сравнению с Россией? (Проблемный вопрос)

Примеры заданий на проверку и закрепление знаний Сравните циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, типам погод. (Применение знаний в знакомой ситуации) В каком случае Вас обрадует, а в каком огорчит известие о том, что погоду на ближайшие сутки в нашей местности будет определять а) циклон; б) антициклон? Обоснуйте собственную точку зрения. (Дискуссионный вопрос, основанный на применении знаний) Каким атмосферным процессом определяется погода за окном, здесь и сейчас. Обоснуйте собственную точку зрения. Ответ на любой из предложенных вопросов ценнее простого воспроизведения определения соответствующего понятия

Регионы, где могут быть данные реки Преобладающая работа реки Скорость течения Возможные уклоны Возможные величины падения Тип реки (хар-р течения) Изображение Сравните и горные реки, Сравните равнинные и горные реки, продолжите заполнение таблицы:

Урок 15. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории. (§13) Изобразите в виде схемы название темы данного урока: Особенности рельефа Геологическая история формирования территории Изобразите в виде схемы причинно-следственных связей следующее положение: Структура почвы определяет ее способность пропускать влагу и воздух, необходимые растениям. Структура почвы Способность пропускать влагу и воздух

Задания для подготовки к экзаменам: реализация деятельностного подхода Примеры заданий с выбором ответа: Вдоль каких границ России расположены наиболее молодые участки земной коры? 1) западных 2) восточных 3) северных 4) южных На каких островах действие внутренних рельефообразующих процессов выражено наиболее отчетливо? 1) Новая Земля 2) Курильских 3) Новосибирских 4) Земля Франца Иосифа Землетрясения наибольшей силы на территории России следует ожидать 1) в Прибайкалье 2) на Урале 3) на островах Тихого океана 4) на Западно-Сибирской равнине В какой части территории России ледниковые формы рельефа имеют наибольшее распространение 1) северо-восточной 2) юго-восточной 3) северо-западной 4) юго-западной

Примеры заданий с кратким ответом Установите правильную последовательность этапов развития земной коры: А) образование складчатых гор А) образование складчатых гор Б) формирование мелководного морского бассейна Б) формирование мелководного морского бассейна В) образование возрожденных складчато-глыбовых гор В) образование возрожденных складчато-глыбовых гор Г) разрушение гор под действием внешних процессов Г) разрушение гор под действием внешних процессов Установите соответствие между названием карты и ее содержанием: КартаГлавное содержание 1. ФизическаяА) Распространение платформенных и складчатых областей 2. ГеологическаяБ) Интенсивность неоген-четвертичных движений 3. ТектоническаяВ) Возраст горных пород, слагающих территорию Г) Абсолютные высоты точек земной поверхности

Примеры заданий с развернутым ответом Объясните, почему в пределах древних платформ могут встречаться полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения? На большей части территории России в конце сентября и в конце марта угол падения лучей примерно одинаков, а значит величины суммарной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре существенно теплее, по сравнению с мартом. С какими причинами это связано? Почему на склонах гор, покрытых лесной растительностью уменьшается опасность схода снежных лавин? Назовите две причины.