Федор Иванович Тютчев Философия любви. Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Денисьевский цикл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ Ф.И. ТЮТЧЕВА». ЕЛЕНА ДЕНИСЬЕВА- «ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ» Ф.И. ТЮТЧЕВА.
Advertisements

Федор Иванович Тютчев ( ). «… БЕЗУМНАЯ ДУША ПОЭТА ЕЩЕ ЛЮБИТЬ ОСУЖДЕНА…» (Любовная лирика Ф.И. Тютчева – «денисьевский цикл») О ты, последняя.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА Составила Теремкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 города Тулы города.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 г. Буденновска «Любовная лирика Ф.И. Тютчева» Автор: Жилина Настя, ученица.
Уединенная, замкнутая в себе личность чаще всего оказывается под угрозой в прекрасные, но и трагические для нее мгновения любви. Замкнутые в самих себе.
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Федор Иванович Тютчев История создания стихотворений: «Как неожиданно и ярко…», «Накануне годовщины 4 августа 1864г.»
Анализ стихотворного произведения Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции Презентация Погребняк Н.М.
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой»
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
С. Александровский (1876). + Амалия Крюденер (1823) Й. Штилер, 1828.
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛОДОСТЬ» Поэзия темна, в словах невыразима… И.Бунин.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Я встретил вас- и всё былое В ожившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое- И сердцу стало так тепло…
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Транксрипт:

Федор Иванович Тютчев Философия любви

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Денисьевский цикл

Е. А. Денисьева. Фотография 1862 г.

Почему стихотворения, посвященные Елене Александровне Денисьевой, именуются лирическим циклом? 1. «Романная ситуация»: незаконная любовь приводит к неразрешимой социальной и нравственно-психологической коллизии. 2. Два самостоятельно действующих героя: Он и Она. 3. Наличие сюжета: Рождение дочери («Не раз ты слышала признанье…»); Осуждение незаконной связи обществом («Чему молилась ты с любовью…»); Болезнь и смерть героини («Весь день она лежала в забытьи…», «Утихла биза… Легче дышит…»). Годы одиночества после ее смерти («Есть и в моем страдальческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…») 4. Бытовые детали: отдельными штрихами показано место действия (комната, дорога, сад, Ницца) 5. Индивидуализация характеров героя и героини, изображение их психологии.

Ф. И. Тютчев. Дагерротип начала 1840-х гг. Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева? Любовь – это бессмертное чувство, соединяющее души, и в то же время «поединок роковой». Любовь трагична в своей основе: человек не выдерживает напряжения любовного чувства и сгорает в нем. Изображение любви героев дано на фоне «суда людского».

Е. А. Денисьева. Дагерротип. Начало 1850-х гг. Какова героиня лирического цикла? Новая героиня: 1.Самостоятельно действующее лицо. 2.Реальная женщина, преданно любящая и глубоко страдающая. 3.Состояние героини, все движения ее души изображены поэтом психологически достоверно.

Ф. И. Тютчев. Фотография С. Л. Левицкого г. Каков герой лирического цикла? Герой – философ, открывающий в конкретных жизненных событиях глубинные закономерности бытия.

Е. А. Денисьева. Фотография 1862 г. * * * Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали, Лил теплый летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу… И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила (Я был при ней, убитый, но живой): «О, как все это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось! О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… 1864 Ницца

Анализ лексико-морфологического уровня текста 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. 2. Какая антонимическая пара, встречающаяся в стихотворении, лучше всего отражает содержание произведения? 3. Определите ключевые слова. 4. Отметьте ключевые слова, характеризующие состояние героини. 5. В каких строках стихотворения и почему лексический ряд меняется? 6. Почему одно слово в тексте выделено курсивом? С каким словом оно рифмуется? 8. Объясните, почему эти два слова даны в форме инфинитива, тогда как все остальные глаголы стоят в прошедшем времени? 9. Сделайте вывод о лексико-морфологической системе стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью.

Вывод: Лексико-морфологическая система стихотворения подчинена антитезе «жизнь- смерть». Сочетание двух словесных рядов, а также их чередование показывают борьбу жизни и смерти. Это, по Тютчеву, две равновеликих силы, и в стихотворении попеременно властвует то одна, то другая. Смерть уносит героиню, объяснившуюся жизни в любви, а герой остается жить, размышляя о смерти и храня в своем сердце любовь.

Анализ фонетического уровня текста 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. 2. Каким образом этот композиционный прием влияет на фонетическое звучание стихотворения? А) Какие гласные звуки доминируют в стихотворении? Как называется такой прием звукописи? Какую тему стихотворения они озвучивают, какое настроение передают? Б) Какие согласные поддерживают эту же тему? Как называется такой прием звукописи? Какой звуковой образ создают эти согласные? В) Какие строки по звучанию резко отличаются от остальных? Г) За счет какого звука происходит изменение? Какую тему он озвучивает? 3. Сделайте вывод о фонетической организации стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью.

Вывод: Фонетическая организация стихотворения подчинена антитезе «жизнь-смерть». Ассонанс [и], [а] наполняет стихотворные строки невыразимой болью утраты, придает протяжность и торжественность звучанию произведения. Более жизнеутверждающими выглядят строки, в которых «звенит» [л], ассоциирующийся со звучанием жизни. Однако торжествовать жизни не удается; в стихотворении больше шипящих и свистящих согласных, всегда связанных у Тютчева с хаосом и развивающих в этом произведении тему смерти и непреходящей боли.

Анализ ритмического уровня текста 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. 2. Проследите, как в ритмической структуре стиха «работает» этот прием. А) Проставьте в стихотворении ударения и определите размер. Б) Меняется ли количество ударений в поэтических строках? Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли? В) Меняется ли количество стоп в строках? Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли? 3. Сделайте вывод о ритмическом узоре стихотворения и его связи с основной авторской мыслью.

Вывод: Ритмический узор стихотворения продиктован центральной антитезой «жизнь- смерть». Тема жизни развивается ритмично и динамично, а тема смерти – замедленно и торжественно. Её наступление неотвратимо: таков извечный закон бытия. Ритмическое противостояние жизни и смерти создает напряженность в замедленном звучании стихотворения, завершаясь молчанием в финале.

Анализ синтаксического уровня текста 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. 2. Проследите, как данный композиционный прием «прорастает» в синтаксисе стихотворения. А) Определите синтаксическую конструкцию первого предложения. Какие центральные образы вы нашли в первой строфе? Почему использован союз и? На сколько смысловых частей распадается предложение? Что символизируют эти части? Б) Почему во второй строфе автор настойчиво использует повторяющийся союз и при однородных сказуемых? Как называется этот прием? Как трансформируется образ героини по сравнению с первой строфой? Каков смысл тире? В) Какие синтаксические конструкции вы обнаружили в третьей строфе? Для чего автор использует каждую из них? Г) Почему последняя строфа отделена от остальных отточием? Д) Как звучит голос лирического героя в последней строфе, каково его психологическое состояние и как это отражено в конструкции предложений и в пунктуации? 3. Сделайте вывод о синтаксическом построении стихотворения и его связи с основной авторской мыслью.

Вывод: Синтаксическое построение стихотворения подчеркивает центральную антитезу «жизнь-смерть». Жизнь изображается с помощью конструкций с многосоюзием, а губительное влияние смерти показывают многоточия, одновременно передающие состояние лирического героя, охваченного отчаянием.

Итоговый вывод: Стихотворение построено на антитезе. Ведущая оппозиция «жизнь-смерть». В сознании поэта жизнь, любовь и смерть соединены неразрывной связью. Любовь - чувство трагичное в своей основе, ибо человек не вечен на земле. Эта мысль прослеживается в лексике стихотворения, в которой противостоят и сосуществуют образы жизни и смерти; от нее зависит звуковая организация стихотворения; ее же раскрывает синтаксический уровень.

О Господи! Дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял её, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней…