Пейзажная лирика русских поэтов ХIХ века. Русская природа – неисчерпаемый источник поэзии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Писатели и поэты веков Автор: Ячменёва Анастасия.
Advertisements

Презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
Баратынский Евгений Абрамович «Что с нею, что с моей душой?»
Пушкин Александр Сергеевич «Гонимы вешними лучами…»
( гг.) стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Евгений Абрамович Баратынский Поэт пушкинской плеяды. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе,
Урок литературы в 6 классе.. 1. Познакомить учащихся с основами сопоставительного анализа лирических произведений на примере стихов Я. П. Полонского и.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Что такое « град из летучих облаков »? Яков Петрович Полонский.
Образ природы в стихах русских поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет.
Маленькая дверца в большой мир Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Маленькая дверца в большой мир Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Урок литературы 8 класс Программа А.Г. Кутузова Автор: Панченко И.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 Г. Томска.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 12 Внеурочное мероприятие Весенний променад по светским салонам.
МКОУ СОШ п. Орлецы Кировской области Нагорского района учитель русского языка и литературы Венгренюк Ольга Ивановна.
Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Поэтическая тетрадь.Е.А. Баратынский. "Где сладкий шёпот..."
Транксрипт:

Пейзажная лирика русских поэтов ХIХ века. Русская природа – неисчерпаемый источник поэзии.

Евгений Абрамович Баратынский

Весна, Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поёт Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьём она ручей, И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней!..

В этом стихотворении поэт подробно рассказывает о наступающей весне. Какие приметы весны видит поэт?

Какой литературный приём помогает сделать Картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными? «Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака» олицетворение «На крыльях ветерка,» «на торжествующем хребте» Метафора

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие краски передают радостную картину весны?

В стихотворении «Чудный град…» Говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете?

Яков Петрович Полонский

«По горам две хмурых тучи…» Какая картина предстаёт перед вами?

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась. Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

Какая картина предстаёт перед вами? После чтения стихотворения Я.П. Полонского перед глазами предстаёт романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.

Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? Олицетворение Приведите примеры

Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

Какие звуки мы слышим в стихотворении? Что помогает нам их услышать? Аллитерация (сочетание согласных звуков).

Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Почему они поспорили между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? Какие именно отношения подразумеваются?

Расскажите об авторе этого стихотворения. Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь. Он родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 г. Свой долгий век Полонский прожил нелегко. И хотя отдал писательской деятельности около 60 лет, но настоящего большого признания не получил. Слава к Полонскому пришла поздно. Наряду с Фетом, Полонский разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому творчество Полонского так привлекало внимание композиторов – Чайковского и Даргомыжского, Танеева и Рахманинова.

Алексей Константинович Толстой

А.К.Толстой принадлежит к одному из старинных дворянских родов. Родился А.К.Толстой в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди А. Перовского, известного беллетриста 20-х годов, выступавшего в печати под псевдонимом Антоний Погорельский. Литературным дебютом Толстого была фантастическая повесть "Упырь" (1844), в 50-х годах он печатался в "Современнике", входил в круг передовых писателей. А.Толстой выступал и как прозаик (роман "Князь Серебряный") и как драматург (трилогия в стихах: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"). В своей лирике Толстой раскрыл иные грани своего таланта: запечатлела интерес поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты.

Лирика поэта вдохновила многих русских композиторов. Романсы на его стихотворения писали Н.Римский-Корсаков ("На нивы желтые", "То было раннею весной"...), С. Рахманинов ("Есть много звуков"...), П.Булахов ("Колокольчики мои..."), П. Чайковский ("Средь шумного бала...", "То было раннею весною...", "На нивы желтые"...). При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Скончался поэт в своей усадьбе Красный Рог в Черниговской губернии.

Где гнутся над омутом лозы… Омут – водоворот на реке, Глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нём можно утонуть). Лоза – длинный гибкий стебель ивы. Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном.

Какой пейзаж рисует Толстой в этом стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы, водя весёлый хоровод? Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пением стрекоз? Какими приёмами создаётся убаюкивающая мелодия этого стихотворения?