ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ГОУ СПО «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная среда для слабовидящих детей. Что надо знать учителю.
Advertisements

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. ПЛАН ЛЕКЦИИ Причины нарушений слуха 2 Образование детей с нарушениями слуха 4 Определение понятия «слух». Строение.
Ташкентская Медицинская Академия Кафедра офтальмологии Лекция 3 Снижение остроты зрения. Слепота и слабовидение.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Заболевания органа зрения Заболевания Борисова Елена Борисовна, заместитель директора по коррекционной работе, педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Давыдково»
* В настоящее время большинство детей с нарушением зрения продолжают обучаться в специальных образовательных учреждениях. * Однако многолетние наблюдения.
Классификация: слепые и практически слепые; слабовидящие; дети с косоглазием и амблиопией.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 89 «Крепыш» Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
Глаз-оптическая система Интегрированный урок Биология и физика.
Визуальные и зрительные нарушения детей и их влияние на обучение.
Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
Дефектология Лекция 8.. Дефектология – это … Педагогическая наука о психофизических особенностях детей с недостатками физического и психического развития.
Органы чувств: Глаз Работа учителя биологии Красносельской школы-интерната МЫСКОВОЙ Ольги.
ПЛАН Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Виды двигательных нарушений Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Справочная.
Заболевание органов зрения и их профилактика Презентация учителя биологии МОУ СОШ 20 г. Саров Нижегородской области. г. Саров Нижегородской области. Ефановой.
Офтальмологический подход к организации процесса обучения детей с нарушением зрения. И.М. Гуревич, учитель начальных классов, ГБС(К)ОУ школа-интернат 1.
Аналитический обзор реализации задачи с детьми с нарушением зрения в различных учреждениях Выполнили студенты группы СР-52: Толмачева Евгения Ренге Константин.
Зрительный анализатор. Орган зрения Орган зрения.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ГОУ СПО «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН Причины зрительных нарушений. 2 Образование детей с нарушениями зрения. 4 Определение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора. 31 Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей. 33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗРЕНИЕ» ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.

Строение зрительного анализатора 1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел 2) проводящие пути 3) центральный (корковый) отдел

Причины зрительных нарушений Врожденная патология Приобретенная патология Генетические факторы : наследственная передача некоторых дефектов зрения: микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное понижение зрения; анофтальм – врожденное безглазие. катаракта – помутнение хрусталика; астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза; нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии); воздействие на плод инфекций. Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия; осложнения общих инфекций: сифилиса, оспы, туберкулеза глаз; глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза); внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния; травмы головы; атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток); нейроинфекции – менингит, энцефалит. Органические нарушения

ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ Ушиб глаза Ожоги глаз

ДЕФЕКТЫ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Причины зрительных нарушений Функциональные нарушения НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ: НЕДОСТАТОЧНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ; ЧРЕЗМЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ – ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КНИГ, ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА, РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ; НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КНИГОЙ: ЧТЕНИЕ ЛЕЖА, В ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПЫЕДЕТИ(НЕЗРЯЧИЕ) Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.

СЛЕПЫЕ (НЕЗРЯЧИЕ) ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ (отсутствуют зрительные представления) ОСЛЕПШИЕ (зрительные представления остались в их памяти) Чем позже ребенок потерял зрение, тем легче ребенок вспоминает образ предмета (явления) по словесному описанию.

СЛЕПОТА АБСОЛЮТНАЯ ( ТОТАЛЬНАЯ ) отсутствует светоощущение и цветоразличие. ПРАКТИЧЕСКАЯ сохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых имеют остаточное зрение.

СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 дети с нарушением поля зрения дети с патологией цветоощущения, косоглазием

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ СЛУХОВОЙ КОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫ «ШЕСТОЕ» ЧУВСТВО (ТЕПЛОВОЕ)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ШКОЛА III ВИДА УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИФЛОПРИБОРОВ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ, ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ ТИФЛОПЕДАГОГ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ( РЕЛЬЕФНОГО )

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ Азбука для незрячих (рельефный шрифт Брайля Настольный прибор для письма по Брайлю

ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ОПОРА НА ОСТАТОЧНОЕЗРЕНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ: ОСТАТОЧНОЕЗРЕНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ШКОЛА IV ВИДА Увеличение срока обучения Используются специальные оптические средства для фронтального обучения : эпи - и диапроекторы Обучение по специальным учебным пособиям с крупным шрифтом В помещениях создается повышенная освещенность Обучение проводит тифлопедагог Используются специальные оптические индивидуальные средства : очки телескопические и гиперокулярные, лупы – ручные, стационарные

ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Телескопические очки для слабовидящих

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Педагог должен соблюдать следующие правила: Следить за ношением очковПосадить ребенка за первую парту Соблюдать режим зрительной работы: мин. непрерывного чтения или письма - перерыв Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность Осуществлять тесную связь с родителями и медработником

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Литературные источники Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.

СОСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Губенко А.М.