Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна ГБОУ «Школа 2129»г.Москва.
Advertisements

Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Раскроем образ Бабы-Яги в славянской мифологии: лесная старуха, волшебница, ведьма. Рассмотрим образ Бабы-Яги в русских сказках.
Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков.
Исследовательская работа. «Какой персонаж в русских народных сказках Баба- Яга» Работу выполнили ученики 2 класса Руководитель Якушева О.А
Баба-Яга, кто она на самом деле? Исследовательская проектная работа учащихся 2 и 3 класса. Учитель Пилюгина Н.А.
Выполнили: ученица 1 Б класса МОУСОШ 19 Рогозинская Валерия Руководитель: Н.В. Борисенко.
Здравствуй, бабушка Яга ! Т ы откуда к нам пришла ?
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Герои волшебных сказок. Баба Яга. Баба-яга - один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в ма­ленькой избушке, затерявшейся «за трид­цатью.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Авторы: ученики 1 «Б» класса МОУ средней школы 49 г.о. Тольятти Руководитель – Семенченкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Тема проекта.
Там, на неведомых дорожках… Обучающиеся 3 «А» класса: Лямов Максим Приймаченко Валентина Савин Кирилл Черепанова Ева Руководитель: Фрицлер С.К. МАОУ СОШ.
Прав ли А.С.Пушкин? «…Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой…»
Иван - Царевич Иван – царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж.
Добро и Зло в русских народных сказках. Работу выполнила ученица 4 «А» класса Петухова Анастасия
Транксрипт:

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна

Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.

Результаты социологического опроса: 75%75 % Не знают Добрая Злая В опросе участвовали 12 человек из 5 – х классов Знают Почему у Бабы Яги такой необычный вид и образ жизни? Злым или добрым является сказочный персонаж Баба Яга? 50 % 25 %

Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях: Яга-богатырша Яга-похитительница Яга-дарительница Яга – хранительница

Обладает мечом- кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.

Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Ягу можно считать некой "привратницей", стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.

Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.

В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.

Яга - пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.

Со временем представление о Бабе Яге как о «живом трупе» рассеялось, и мы видим её в сказках чаще всего в образе доброй лесной старухи.