- это песни, танцы, действа, которые исполнялись во время обряда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
Advertisements

Выполнила : Ученица 9 « б » класса Харитонова Анастасия.
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские.
Презентацию подготовила ученица ГБОУ СОШ пос. Сургут Абышкина Лада Традиции, обряды и праздники русского народа.
Вечер под Старый Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки.
День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно.
Ярило. Купало. Кострома Проект создал: Попов Митя.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Урок дан в день открытых дверей.
Выполнила: ученица 7 класса Лицея г.Бирска Еговцева В.А. Руководитель: учитель русского языка и литературы Князева Т.В.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ПРАЗДНИКИ. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯСНИТЬ ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН; УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ БОГАМИ ПРИРОДЫ И СЛАВЯНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ.
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские.
Рождество, да святки – ряженье, колядки.. Цель : познакомиться с традициями связанными с празднованием Рождества и Святок на Руси, а также узнать, что.
Художественно-образная символика праздника Урок МХК в 9 классе Работа Учителя ИЗО Сидорович О.С. МОУ лицей «Экос» г.Новоалександровск Ставропольский край.
познакомить учащихся с историей возникновения одного из самых главных христианских праздников – Рождеством Христовым познакомить учащихся с историей возникновения.
Автор: Перегудова Людмила Александровна педагог дополнительного образования МОБУООШ 30 с.Радищево Новокубанского района.
«Обрядовые песни – древнейший вид народного творчества» урок литературы 6 класс Курасова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Колыванская.
Приметы на Ивана Купала. Ивана Купала или Иванов день народный праздник, отмечаемый 7-го Июля. По традиции, на Ивана Купалу, парни и девушки проводят.
Работа ученика 4 класса «А» Залуцкого Данилы И. М. Львов. Гуляние на святках.
Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com.
Транксрипт:

- это песни, танцы, действа, которые исполнялись во время обряда.

Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи. Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянства, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.

- это фольклор обрядов календарного цикла: - весенние песни(веснянки, заклички); - летние песни(троицкие, хороводные); - осенние песни(жальные). Жанры: - колядки; - щедровки; - масленичные песни.

Наиболее яркие отличительные особенности приобрели народные Святочные обряды (Святки святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова). Празднование Святок среди крестьян начиналось под день Рождества Христова, это празднование открывалось общественным обрядом "колядования" (Коляда у славянских народов, по мнению историка Н. Карамзина, бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел с времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.

На Святки парни "водили козу" (в древности коза являлась символом плодородия и природы). Ведущий "михоноша" (мехоноша) вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой "Журав" палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался "щедровать". "Щедровками" считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома. В Дмитровском уезде "козой" была девушка, которую водили по домам, и она отвечала на все вопросы, получая за это угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу веду".

Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию (обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия). В древние времена он же был праздником Нового Года (новолетье), в результате чего, позже, при переносе празднования нового года произошла путаница с пониманием времени его проведения.

Во время обрядовой трапезы жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом.

Кукушечка-рябушечка, Пташка плакучая: К нам весна пришла, Весна-красна! пели крестьянские девушки на Орловщине в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили".

У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу- кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились. Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.

Главным действующим лицом было чучело из рогож и соломы "Кострома". Название обряда произошло от слова "костра" жесткая кора льна, конопли, сорной травы. В конце праздника "Кострому" сжигали. Сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня. В Брянском уезде весенний праздник "Кострома" был посвящен ткачеству. Считалось, что была некогда могучая богиня покровительница прях. В ее честь собирались тайно женщины, чтобы выткать священную ткань. И сделать все нужно было за один день и лен обработать, и нити спрясть, и полотно соткать.

Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов. Символ праздника цветок иван-да-марья. Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке. Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.

Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи: Той земля ecи сырая, Земля матерая. Матерь нам сей родная, Всех сей нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecu народила И злак всякой напоила Пользой беса отгоняти И в болезнях отгоняти. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради пользы на живот! Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними. Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню. У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь. С 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.