«Заколдованное место» Н.В.Гоголя Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 261 Санкт-Петербург 2013 Неснова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Заколдованное место» Н.В.Гоголя Неснова Тамара Александровна ГБОУ гимназия 261 Санкт-Петербург 2013.
Advertisements

Майская ночь или Утопленница Выполнила: Рита Шанурина, гимназия 1528, 5Б класс Руководитель: Удалова Т.В.
Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А.
Вот ещё одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.
«Вечера на хуторе близ Диканьки».. «Вечера на хуторе близ Диканьки» первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: презентация "Н.В.Гоголь"
Николай Васильевич Гоголь Биография «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» Литература 5 класс.
Гоголь Николай Васильевич – прозаик, драматург и критик.
А.С. Пушкин о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «Сейчас прочёл «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства,
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести Автор: Терзи Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 5» г. Белгорода»
А.С. Пушкин о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «Сейчас прочёл «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства,
По произведениям сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2 г. Нариманов» Попова Галина Николаевна.
ГЕРОИ И ИДЕЯ ПОВЕСТИ. дать характеристику главным героям повести; уметь анализировать поступки героев и их речь; выявить основную идею произведения.
Мир красок, звуков и запахов в повести Н.В. Гоголя Майская ночь, или Утопленница. Литература 6 класс.
Николай Васильевич Гоголь ( ) Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя … Н. Г Чернышевский Презентацию подготовила Каримова А.А., учитель.
Тест по жизни и творчеству Н.В.Гоголя Укажите годы жизни писателя
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 8. Творчество.
«Сорочинская ярмарка» «Вечер накануне Ивана Купала» «Майская ночь, или Утопленница» «Пропавшая грамота» «Ночь перед Рождеством» «Страшная месть» «Иван.
Николай Васильевич Гоголь Тема урока: Николай Васильевич Гоголь. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Транксрипт:

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 261 Санкт-Петербург 2013 Неснова Тамара Александровна учитель русского языка и литературы

Содержание 1. Цели и задачи.Цели и задачи. 2. Н.В.Гоголь.Н.В.Гоголь. 3. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 4. «Заколдованное место» в литературе.Заколдованное место» в литературе. 5. Работа со словарем.Работа со словарем. 6. Рассказчики в «Заколдованном месте».Рассказчики в «Заколдованном месте». 7. Работа с текстом по вопросам.Работа с текстом по вопросам. 8. Особенности и существа заколдованного места.Особенности и существа заколдованного места. 9. Художественные средства.Художественные средства. 10. Чем закончились поиски клада.Чем закончились поиски клада.

Цели и задачи Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения. Учить определять тему и главную мысль произведения. Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком. Учить пониманию роли художественных средств в произведении. Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

Отзывы о первой книге Гоголя « Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

«Заколдованное место» в литературных произведениях Аленький цветочек Остров Буян Рип в ан Винкль Спящая красавица

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

«Заколдованное место» Основные мотивы повести: - поиски заговоренного клада - заколдованное место

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Кухоль Левада Люлька Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубка Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

Рассказчики в «Заколдованном месте» Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича – Максим Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

Существа заколдованного места Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Художественные средства, создающие образ заколдованного места Гиперболы Сравнения Эпитеты … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. …проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

Чем закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. …на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... чорт знает, что такое!

Итог урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.