Мышаева Евгения Петровна учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МБОУ «Средняя школа 13» педагогический стаж -18 лет образование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образования администрации Сеченовского муниципального района Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема: «Однородные члены.
Advertisements

Выполнила: учитель русского языка и литературы НОУ РО «Арзамасская православная гимназия» Шорникова Татьяна Александровна.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Сложноподчиненные предложения. Средства связи и знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
МБОУ СОШ 115 Методическая разработка раздела учебной программы 9 класс. Русский язык. УМК: Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-11.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2г. Буденновск. Урок « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация». Автор:
Мамыковская средняя школа Программа элективного курса «Русское правописание. Трудные случаи пунктуации» Автор Фаткуллина Татьяна Николаевна, учитель русского.
Урок- основная форма деятельности учителя. Типы уроков (место урока в системе уроков по данному разделу) 1.Урок изучения нового материала урок-лекция;
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Выполнила ученица 11 класса Степанова Кристина Руководитель : учитель русского язык а Николаева Н.Г Индырчи-2009.
Методическая разработка раздела «Имя прилагательное» образовательной программы по русскому языку в 6 классе Выполнила учитель русского языка и литературы.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Транксрипт:

Мышаева Евгения Петровна учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МБОУ «Средняя школа 13» педагогический стаж -18 лет образование - Нижегородский государственный педагогический университет имени Горького,1996г г. Дзержинск Автор – составитель: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов

Актуальность выбранной темы 1. Трудности учащихся в освоении данного раздела грамматики 2. Частые ошибки в письменной и устной речи 3. Неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции – рассуждения 4. Вопросы данного раздела программы включены в содержание КИМов ГИА и ЕГЭ по русскому языку

Актуальность выбранной темы 1. Мониторинг контрольной работы по теме «Сложносочиненное предложение» учебный год – 30% качества учебный год – 37% качества 2. Результаты ГИА по школе (задание В7) учебный год – 41% учебный год – 41% учебный год – 35%

Актуальность выбранной темы 3. Результаты ЕГЭ по школе (задание А 21) учебный год – 83 % учебный год – 52 % учебный год – 57 %

Цель Формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение сложносочинённых предложений

Образовательные Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях Различать простые предложения с однородными членами и ССП Определять смысловые отношения между частями ССП Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях З адачи при изучении темы «Сложносочинённое предложение»

Развивающие Развить коммуникативные умения учащихся, совершенствовать языковое чутье школьников, способность выражать и защищать свою позицию словом Развить пунктуационную грамотность Развить языковую компетенцию учащихся, используя в своей речи ССП З адачи при изучении темы «Сложносочинённое предложение»

Воспитательные Воспитать интерес к русскому языку Формировать мировоззрение учащихся, их жизненную позицию Воспитать вдумчивое и бережное отношение к слову

Психолого-педагогические особенности учеников 9 класса 1. Стремление к познанию, активность, инициативность, упорство в достижении поставленной цели 2. Увеличение объема памяти, внимания, избирательность 3. Формирование активного самосознания, творческого мышления 4. Нарастание способности к абстрактному мышлению 5. Бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка

Мотивация учебной деятельности Активность направлена на общение со сверстниками Ведущий мотив учения – стремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться признания Отметка - достаточно действенный мотиватор учения Познавательные интересы подростков имеют большую вариативность Уровень познавательных интересов низкий

Психолого-педагогические особенности учеников 9а класса МБОУ СОШ 13 Уровень опосредованной памяти (методика запоминания пар)

Психолого-педагогические особенности учеников 9а класса МБОУ СОШ 13

Правильно ставить знаки препинания в ССП Составлять схемы предложений Использовать в речи сложносочинённые предложения Различать простые предложения с однородными членами и ССП Определять смысловые отношения между частями ССП Ожидаемые результаты изучения темы

Методы обучения Репродуктивный Проблемный Частично- поисковый Исследовательский Объяснительно- иллюстративный

Словесные Самопроверки Практические Частично-поисковые Взаимопроверки Метод наблюдения

Классические типы урок усвоения нового материала урок обобщения и систематизации; знаний, умений, навыков урок закрепления изучаемого материала комбинированный урок контрольно-проверочный урок Нетрадиционные типы урок-лекция урок-семинар урок-практикум Формы организации учебной деятельности фронтальнаягрупповаяиндивидуальнаяпарная

Технологии организации деятельности Технология критического мышления Информационно-коммуникативные технологии Проблемное обучение Проектная деятельность Личностно-ориентированные

Виды контроля Система знаний и система деятельности Текущий контроль Итоговый контроль А) устный опрос Б) письменный опрос В) работа с карточками Г) тестовые задания Д) творческие задания А) тестовые задания Б) зачет по теме В) создание презентаций, рефератов, проектов и др. Г) контрольный диктант, изложение, сочинение

Структура содержания тематических модулей образовательной программы темыНазвание темыКоличество часов Развитие речи 1 Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира 1 2 Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах 72 3 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 52 4 Сложноподчиненное предложение Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными 4 6 Бессоюзное сложное предложение 51 7 Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 42 8 Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе 31

Структура содержания тематических модулей образовательной программы темыНазвание темыКоличество часов Развитие речи 9 Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе Резервные часы Контроль (из общего числа часов) 10 Итого: 51 час +17 развитие речи

Методическая разработка темы «Сложносочинённое предложение» Количество часов по программе – 5 ч +2ч развития речи

Тема урока. Тип урока Форма организации урока Методы. Технологии Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание 1.Понятие сложносочиненного предложения (ССП). Строение и средства связи в них. Фронтальная, групповая. Словесные, наглядные, работа с книгой, проблемного изложения. Таблица «Сложносочинённые предложения» Презентация Знать признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме. П.7,8. упр Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Индивидуальная, парная, фронтальная Словесные, наглядные, работа с книгой, метод проблемного изложения. Рабочие тетради, учебник. Карточки Знать виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях П9. упр.69(чётные), п.10, упр Смысловые отношения в ССП и знаки препинания в них. Индивидуальная. Парная, фронтальная Словесные. Работа с учебником Учебник, тетрадь. Таблица. Опорные схемы Знать виды ССП, определять их значения. Уметь выполнять синтаксический разбор ССП и употреблять их в собственной речи П10, задание в тетради Тематическое планирование по теме: «Сложносочинённое предложение»

Тема урока. Тип урока Форма организации урока Методы. Технологии Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание 4,5. Развитие речи. изложение Групповая, индивидуальная, фронтальная Словесные,Тетради по развитию речи Знать типы речи, Уметь проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста публицистического стиля и отбирать материал для собственного текста. - 6.Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях Индивидуальная, парная, фронтальная Словесные, наглядные, работа с книгой, электронным учебником, метод проблемного изложения. Рабочие тетради, учебник. Презентация по подготовке к ГИА Презентация по подготовке к ГИА Знать виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях П.10. упр 76. подготовиться к контрольной работе 7. Контрольная работа по теме «Сложносочинённы е предложения» Контрольно- оценочный индивидуальная Тетрадь для контрольных работ. контрольных работ. Знать орфографические правила и пунктуации ССП Уметь грамотно употреблять ССП в речи - Тематическое планирование по теме: «Сложносочинённое предложение»

Проект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них» Цель урока: научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП. Задачи урока: обучающие: повторить сведения о сложных предложениях. Дать определение ССП; различать простые предложения с однородными членами и ССП; определять смысловые отношения между частями ССП; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; развивающие: развить творческие способности; развить языковую компетенцию учащихся; воспитательные: воспитать вдумчивое и бережное отношение к слову. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, раздаточный материал, грамматические тетради.

Проект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них» ЭтапЦель и содержание этапаВремя 1Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку. Постановка цели урока 2 минуты 2Актуализация опорных знаний Лексическая работа – толкование лексического значения слов. Тестовое задание по синтаксису простого предложения 12 минут 3Закрепление изученногоОбобщение и систематизация изученного о ССП, работа с текстом, выполнение тренировочных упражнений. Графический диктант. Конструирование сложных предложений 15 минут 4Проверка и коррекция знаний учащихся Самостоятельная проверочная работа с целью определения уровня овладения знаниями о ССП. Подготовка к ГИА (по заранее выполненной презентации - опережающее домашнее задание) 11 минут 5Информация о домашнем задании Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению 2 минуты 6Подведение итогов, выставление оценок Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся3 минуты

Лексическая разминка Дать толкование лексического значения слов: Лирический-лиричный; сборочный сборный; цельный-целый. Как называются эти слова? Составить с ними словосочетания.

Тестовое задание 1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И: Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется. Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали товарищам свои приключения. 2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения: Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. Матрос вышел на омываемую брызгами волн палубу. 3. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения: Видно было, что он примчался сюда не переводя духа. Временами от ветра по реке пробегала лёгкая зыбь сверкая на солнце. 4.Поставьте, где нужно, запятые: Поставить стих на службу человеку- нелёгкое поверьте ремесло. Вы ему поверьте в последний раз. 5. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Бережливость это созидание. Разумно жить минутой дорожить. Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период. 6. Поставьте, где нужно, запятые: Я помню что я озяб ужасно что квартира была холодна что чай не согрел меня. Они получили известие что Волга стала и что через неё потянулись обозы.

Закрепление изученного о сложных предложениях. Тренировочные упражнения. Записать под диктовку текст. Найти в нём ССП, подчеркнуть в них грамматические основы. Начертить схемы. Весною разливались реки: широко, свободно и мощно. Шли тяжёлые волны, рябя речное тело, и от них расходился влажный, придавленный шум, тревожащий и неспокойный. Стаивали снега. На соснах вырастали смолистые свечи и пахли крепко. Небо поднималось выше и синело, а в сумерках оно было зеленовато-зыбким и манящим грустью.(В.Пильняк) Беседа: Сколько частей в этих ССП? Как они связаны? Какие другие конструкции также связаны с помощью сочинительных союзов? К какой группе по значению и по союзам относятся эти ССП? Обоснуйте постановку знаков препинания в них.

Графический диктант: начертить схемы диктуемых предложений, указать вид союза 1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием. 2) Раз гуляя по лесу, я чуть-чуть не заблудился, но, к счастью, набрёл на тропу, и она привела меня к морю. 3) С востока надвигались тёмные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой. 4) В душном воздухе то раздавались удары лопат о камень, то заунывно пели колёса тачек. 5) Дорога то уходила в овраг, то вилась по откосу горы, и у края земли лежали новые огромные груды облаков. 6) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 7) Дверь в комнату была приоткрыта, зато окна были закрыты ставнями. 8) Либо это гудит приближающийся к пристани катер, либо сигналит буксирный пароходик с баржей.

Дифференцированные упражнения Оценка «три» Вставить нужные по смыслу союзы, поставить недостающие знаки препинания: 1)Из-за леса робко выглянула луна…(но, да) дождя уже не было. 2) Я уже лёг спать …(и, но, да) вспомнил, что забыл выключить газовую плиту…(и, да) встал. 3) Небо было пасмурно…(а, но) дождя уже не было. 4)В этих краях… морозов не было в январе…Метели не бушевали (и-и, либо-либо, ни-ни). Оценка «четыре» Из простых предложений образуйте ССП, используя подходящие союзы и расставьте знаки препинания: Мы ехали берегом реки. Зима догоняла нас с севера. Почти каждый вечер они уезжали куда-либо загород. Прогулка удавалась. Впечатления всякий раз были прекрасны.

Дифференцированные упражнения Оценка «пять» Заменить простые предложения с однородными членами синонимичными им сложными. Падающий снег закрыл все предметы и белой пеленой окутал землю. Деревья и скалы приобретали причудливые очертания. Продолжить предложение дважды, чтобы получилось сначала простое предложение с однородными членами, а потом ССП с этим же союзом: Он сидел, привалившись спиной к камню.

Проверка и коррекция знаний Проверочная работа (материал распечатан) 1. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении: Светало () и свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен. А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится. Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая. В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая. Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится. 2. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении: С детства он начинает замечать недостатки людей своего круга () и постоянно анализирует свои поступки. А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится. Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая. В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая. Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится. 3. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении: Я люблю Россию до боли сердечной () и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится. Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая. В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая. Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится. 4. Определите вид предложения. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонками, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно размахивая крыльями, носились грачи. А) СПП; Б) ССП; В) ПП с обособленными членами; Г) СП с сочинением и подчинением.

Рефлексивно-оценочный этап Выполнение заданий В7 теста ГИАтеста ГИА (для определения уровня усвоения темы «Сложносочиненное предложение» и подготовка к ГИА)

Рефлексивно-оценочный этап Домашнее задание. Выписать 5-6 предложений из произведений А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова, где даётся описание природы или портрета героя. Сделать их пунктационный разбор. Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся, выставление оценок.

Список литературы 1.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., Методические рекомендации к учебному комплексу »Русский язык.Теория», «Русский язык.Практика», «Русская речь».9кл./Т.М.Пахнова,А.П.Еремеева,А.Ю.Купалова и др.;Под ред.Т.М.Пахновой.-М.:Дрофа, Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы:проек.-2-изд.-М.:Просвещение, (Стандарты второго поколения). 4.Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 кл.,/сост.Е.И.Харитонова.-3-еизд.,стереотип. М.:Дрофа, ,(2с). 5.Русский язык.9 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений /М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос и др. /; под ред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта.-13-е изд.,стереотип. М.:Дрофа,2009.