Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, 119049 тел./факс: +7 (499) 2384083,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (495) ,
Advertisements

Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности Руководитель программы – Лопатин В.Н. заведующий базовой кафедрой «Управление интеллектуальной.
О долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на годы» Заместитель министра экономики.
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Повысить капитализацию экономики за счет таких нематериальных активов как объекты ИС Укоренить чувство защищенности у правообладателей Создать цивилизованный.
Москва, АТОМЭКСПО 26 мая 2009 г. Проблемы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности атомной отрасли.
Инновации в России: вызовы БОЛЬШОМУ КОНСАЛТИНГУ Светлана Романова, управляющий партнер Группа компаний «Нексиа Пачоли» Москва, июль 2011.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Развитие нормативно-правового регулирования в науке и инновационной деятельности Москва 2006.
WWW. vebis.ru WWW. vebis.ru Учет, оценка и управление интеллектуальной собственностью, как инструмент повышения эффективности работы предприятий Московской.
1 ПРОБЛЕМЫ ПАТЕНТОВАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Алексеенко С.В., Перепечко Л.Н., Шарина И.А. Институт теплофизики СО РАН.
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Слайд 1 Москва – инновационная столица России Инновационная инфраструктура.
Интеллектуальная собственность при управлении инновационными проектами ЗИНОВ ВЛАДИМИР ГЛЕБОВИЧ декан Факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Программа «СТАРТ» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере г. Москва Программа «СТАРТ» Докладчик- Плотников Анатолий.
ИВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ региональные проблемы и перспективы НП «Южный центр трансфера технологий» АНИСИМОВ Константин Викторович т. (918)
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Транксрипт:

Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,

Уникальность РНИИИС Учредители: СП РФ, ТПП РФ при участии РАН ( объединяет интересы власти, науки и бизнеса ); Кадры: единственная в России научная некоммерческая организация, объединяет специалистов высшей квалификации по вопросам интеллектуальной собственности (37 докторов и кандидатов наук); Инфраструктура: 7 региональных научно- исследовательских центров ( Санкт-Петербург, Ростов- на-Дону, Казань, Челябинск, Иркутск, Владивосток, Орел) и представительства за рубежом

Уникальность РНИИИС Технология «одного окна запуска инновации»: Технология «одного окна запуска инновации»: для предприятий - «Госкорпорация»; для вузов – УМКД; для регионов – «Технопарк – Технополис» Заказчики: МЭРТ России, СП России, ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО ЕЭС, авиахолдинги и др. Соглашения о долгосрочном сотрудничестве: более 10 федеральных ведомств; более 10 федеральных ведомств; органы госвласти в субъектах РФ органы госвласти в субъектах РФ более 15 государственных университетов; более 15 государственных университетов; госкорпорации «Роснанотех», «Ростехнологии» госкорпорации «Роснанотех», «Ростехнологии»

Условия формирования рынка интеллектуальной собственности при переходе к инновационной экономике

Стратегия инновационного развития Базовым условием перехода к инновационной экономике является формирование рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций (как исполнителей по госзаказу) и госзаказчиков

Объекты инновационного рынка Товары Товары Работы Работы Услуги Услуги Права Права

Часть IV ГК РФ: интеллектуальные права 1. исключительное (имущественное) право, 2. личные неимущественные права, 3. иные права (право следования, право доступа), 4. другие: право на вознаграждение, право на отзыв, право на получение патента, право на наименование селекционного достижения

Зарубежный опыт 1. Стратегия и Программа развития интеллектуальной собственности (США, Япония, Китай, Белоруссия) (США, Япония, Китай, Белоруссия) «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» (КНР). 2. Закрепление прав на ИС 1 районный город Китая имеет до 25 тыс. патентов на изобретения (столько вся Россиия за год)

Зарубежный опыт 3. Все РИД имеют автора, мотивация Средняя компания в сфере телекоммуникаций (Сучжоу,КНР) - 40% ежегодного дохода: 60 патентов, 1500 ноу-хау (договоры с работниками в режиме коммерческой тайны); Средняя компания в сфере телекоммуникаций (Сучжоу,КНР) - 40% ежегодного дохода: 60 патентов, 1500 ноу-хау (договоры с работниками в режиме коммерческой тайны); 4. Единая госполитика (срок принятия постановления Правительства – 1-3 месяца)

Итоги 2007 года Фед.расходы на НИОКР – 200 млрд. руб. Фед.расходы на НИОКР – 200 млрд. руб. Распределяли более 80 госзаказчиков Распределяли более 80 госзаказчиков «Откат» при получении госзаказа- более 30% (по данным РАН) «Откат» при получении госзаказа- более 30% (по данным РАН) Более 80% госконтрактов - не в интересах госнужд ( по данным Роспатента). Более 80% госконтрактов - не в интересах госнужд ( по данным Роспатента). Закреплены права только в отношении 10% полученных РНТД (за РФ –на 96 ОИС), из них 1-2% - в ком. обороте. Закреплены права только в отношении 10% полученных РНТД (за РФ –на 96 ОИС), из них 1-2% - в ком. обороте.

Задачи этапа запуска инновации НИОКР – РИД– инновация Инвентаризация и учет РИД (экспертиза Инвентаризация и учет РИД (экспертиза охраноспособности и конкурентноспообности) Создание базы данных РИД учреждения, Создание базы данных РИД учреждения, предприятия, казны (региона) Распределение прав на РИД Распределение прав на РИД Закрепление прав на РИД Закрепление прав на РИД Оценка прав на РИД, Оценка прав на РИД, Определение размера вознаграждения автору РИД; Определение размера вознаграждения автору РИД; Отражение на балансе (при необходимости) и оптимизация налогообложения НМА Отражение на балансе (при необходимости) и оптимизация налогообложения НМА Определение условий передачи нематериальных активов Определение условий передачи нематериальных активов Страхование рисков интеллектуальной собственности Страхование рисков интеллектуальной собственности Защита нарушенных прав Защита нарушенных прав

Проблемы: проведение НИОКР Доля госсектора в НИОКР - до 3/4 всех расходов в РФ, за рубежом – от 1/3 до 1/6 Доля госсектора в НИОКР - до 3/4 всех расходов в РФ, за рубежом – от 1/3 до 1/6 госзаказчики заключают госконтракты не в интересах госнужд госзаказчики заключают госконтракты не в интересах госнужд Основное звено проведения исследований – НИИ (90% всех НИОКР), 6 % - через предприятия (за рубежом 60-70% ) и 4% - через университеты Основное звено проведения исследований – НИИ (90% всех НИОКР), 6 % - через предприятия (за рубежом 60-70% ) и 4% - через университеты Результат- «освоение денег» вместо инновационного продукта Результат- «освоение денег» вместо инновационного продукта

Проблемы: учет и распределение интеллектуальных прав НИОКР - РИД (госсобственность) НИОКР - РИД (госсобственность) Предприятия госкорпорации казна Патенты - до 10% патенты -325 Патенты - до 10% патенты -325 Ноу-хау - около1% ноу-хау -0 Ноу-хау - около1% ноу-хау -0 Информация Информация (тех.документация) – более 90% с г. выведена из гражданского оборота)

Проблемы: закрепление прав За гг. на РФбыло подано 436 заявок на выдачу патентов. За РФ на г. закреплены права на 325 РИД. В России патентуется за рубежом только каждое шестидесятое национальное изобретение, тогда как в развитых странах патентуется каждое четвертое в США > в РФ в 100 раз в Германии > в РФ в 50 раз

Проблемы: управление ИС Государство Бизнес Новые знания (НИОКР) Новые знания (НИОКР) 80 ГЗ (МОН и Роснаука) Крупный (РСПП) Инфраструктура Инфраструктура (МЭР, Минсвязи) Средний и мелкий (ТПП) (МЭР, Минсвязи) Средний и мелкий (ТПП) Реальная экономика Реальная экономика ( МПТ, МЭ, МРР, Минсельхоз ) Предприятия (РСТ) ( МПТ, МЭ, МРР, Минсельхоз ) Предприятия (РСТ) Вывод: нужна единая государственная, а не ведомственная политика, при одновременном объединении усилий власти и бизнеса

Проблемы: управление ИС Неоднократная реорганизация Минпромнауки РФ (с 2001 г. ответственное за разработку и реализацию единой инновационной политики) привела к разрыву между полномочиями Минобрнауки и реальными функциями, которые были переданы в другие ведомства Неоднократная реорганизация Минпромнауки РФ (с 2001 г. ответственное за разработку и реализацию единой инновационной политики) привела к разрыву между полномочиями Минобрнауки и реальными функциями, которые были переданы в другие ведомства

Проблемы: технопарки Количество: около 800 объектов, называющих себя технопарками; 84 технопарка (по данным Минобрнауки России), 9 технопарков (по данным Мининформсвязи России); Количество: около 800 объектов, называющих себя технопарками; 84 технопарка (по данным Минобрнауки России), 9 технопарков (по данным Мининформсвязи России); Форма: ОАО, ЗАО, ООО, НП, ГУ, казенные предприятия; Форма: ОАО, ЗАО, ООО, НП, ГУ, казенные предприятия; Модели: 1. стимулирование развития малого и среднего производственного бизнеса (бизнес- инкубатор); Модели: 1. стимулирование развития малого и среднего производственного бизнеса (бизнес- инкубатор); 2. создание и внедрение инновационных технологий в наукоемких отраслях экономики (венчурное финансирование).

Проблемы: технопарки отсутствие баланса интересов (перекос – создание условий для развития МП); отсутствие баланса интересов (перекос – создание условий для развития МП); (нет договора между вузом и МП об использовании РИД и распределении интеллектуальных прав на вновь созданные РИД), ИС не используется как актив, в т.ч. ноу-хау для правовой охраны РИД; ИС не используется как актив, в т.ч. ноу-хау для правовой охраны РИД; нет системы управления ИС; нет системы управления ИС; отсутствие единых критериев и показателей формирования и управления НМА при оценке инновационной активности отсутствие единых критериев и показателей формирования и управления НМА при оценке инновационной активности

Технопарк Центр Менеджмента Центр МенеджментаЦентрпроизводства Центр ИС

П ехнополис региона Проблемы: т ехнополис региона не выделены общие интересы для интеграции научных и вузовских центров и предприятий региона; нет единых индикаторов эффективности капитализации и коммерциализации ИС; отсутствие единой региональной БД РИД и нормативной правовой базы для ее формирования; отсутствие структур управления ИС в регионе, разрыв между инновационной стратегией и региональными программами развития (множественность структур и подходов без учета лучшего опыта развития технопарков на базе вузов).

Проблемы: защита интеллектуальной собственности Динамика борьбы с преступностью ( г.) по статье 146 УК РФ число регистрируемых преступлений в 10 раз, число регистрируемых преступлений в 10 раз, число раскрываемых преступлений в 2 раза число раскрываемых преступлений в 2 раза число приговоров в 2 раза по статье 147 УК РФ число регистрируемых преступлений в 2 раза, число раскрываемых преступлений в 3 раза, число приговоров в 2007 г. - 4 по ст. 183 УК РФ – число приговоров снизилось по ст. 183 УК РФ – число приговоров снизилось с 22 (2004г.) до 16 (2007г.)

Часть IV ГК РФ (ст. 1252) изъятие (7 способов) вместо конфискации изъятие (7 способов) вместо конфискации признание контрафактными всех видов товаров с нарушением прав на все объекты ИС признание контрафактными всех видов товаров с нарушением прав на все объекты ИС возможность изъятия с последующим уничтожением или передачей в доход государства как контрафакта, так оборудования и материалов для его изготовления. возможность изъятия с последующим уничтожением или передачей в доход государства как контрафакта, так оборудования и материалов для его изготовления.

Вывод первый с реализацией пилотных проектов в сфере управления интеллектуальной собственностью с организацией обмена опытом в их реализации На международном уровне необходимо объединение усилий в рамках совместных инновационных программ с реализацией пилотных проектов в сфере управления интеллектуальной собственностью с организацией обмена опытом в их реализации Н А НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В Н А НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В едомственная политика должна быть единой и государственной.

Вывод второй должна быть создана СИСТЕМА, работающая по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников процесса и имеющая единый центр координации. должна быть создана СИСТЕМА, работающая по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников процесса и имеющая единый центр координации. Необходимо восстанавливать систему отбора и патентования национальных изобретений за рубежом Необходимо восстанавливать систему отбора и патентования национальных изобретений за рубежом

Вывод третий Необходим постоянный мониторинг в рамках реализации национального проекта в сфере управления интеллектуальной собственностью Пример мониторинга в России: Ежегодный Форум «Интеллектуальная собственность России» (23-26 апреля); Ежегодный госдоклад «О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности»; Ежегодный сборник научных трудов по актуальным проблемам ИС при переходе к инновационной экономике

Председатель Наблюдательного Совета РНИИИС: Лаверов Николай Павлович - вице-президент РАН, академик РАН. Председатель Наблюдательного Совета РНИИИС: Лаверов Николай Павлович - вице-президент РАН, академик РАН. Директор: Лопатин Владимир Николаевич, доктор юридических наук. Директор: Лопатин Владимир Николаевич, доктор юридических наук. Адрес: ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, Адрес: ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) , тел./факс: +7 (499) , С подробной информацией можно ознакомиться на WWW-сайте Института: WWW rniiis.ru С подробной информацией можно ознакомиться на WWW-сайте Института: WWW rniiis.ru Приглашаем к сотрудничеству!