«На дне» - социально- философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» - социально- философская драма М.Горького Особенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема «дна» и его обитателей в пьесе М.Горького «На дне»)
Advertisements

Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад». Жанровое и композиционно- художественное своеобразие. Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___ Конфликт и сюжет драмы М.Горького «На дне»
Транксрипт:

«На дне» - социально- философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» - социально- философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе

Драма Дра́ма (др.-греч. δρ μα деяние, действие) один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). др.-греч.лирикой эпосомлироэпикойдр.-греч.лирикой эпосомлироэпикой Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д. повествованиямонологадиалогикомедиятрагедиядрама фарсводевиль повествованиямонологадиалогикомедиятрагедиядрама фарсводевиль

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего. М. Горький

История создания пьесы «На дне» Пьеса На дне, создана в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ. Именно люди, человек становится главным героем пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Тема босячества (Коновалов, Челкаш) уже освещалась Горьким, но в преддверии революции он считает необходимым вернуться к ней снова. Свою пьесу Горький писал по заказу МХТ; Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно». В условиях революции проблема: человек и время – характеризуют Горького не только как писателя, но и философа. Так как вопрос о соотношении человека и времени ведёт к вопросу о предназначении человека. Всё, что мы уже знаем о Горьком, как о человеке, писателе, общественном деятеле, позволяет говорить о нём, как о величайшем гуманисте.

Вопросы к уроку: Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков? Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков? Какую связь видит писатель между временем и человеком? Какую связь видит писатель между временем и человеком? Какова горьковская концепция жизни? Какова горьковская концепция жизни? Можно ли считать пьесу На дне продолжением горьковской темы гуманизма? Можно ли считать пьесу На дне продолжением горьковской темы гуманизма? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне?

Тема босяков в условиях назревающей революции Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до людей, не имевших возможности найти применение своим силам, - это были преимущественно разорившиеся крестьяне. «Бродяжничество, нищенство и босячество приняло по всей стране самые неприкрытые формы. Сотни тысяч людей условиями быта были поставлены вне человеческих жилищ… Во многих городах жилище босякам заменяли склепы на кладбищах, или они просто жили «у генерала Лопухова», то есть под лопухом в канаве. Явление было до ужаса одинаковым на огромном пространстве страны, хотя люди назывались по-разному: голяки, зимогоры, раклы посадские, жулябия, жиганы, дикари, кадеты, ночные птицы, мартышки, скакуны, галахи и т.д. – некоторые из этих прозвищ уже нуждаются в расшифровке как древние письмена».

Какую связь видит писатель между временем и человеком? Сила социального оптимизма, активной устремленности в будущее в горьковских произведениях столь велика, что приводит к революционным выводам даже в тех из них, где нет героя, несущего ясно выраженный положительный идеал. Такова пьеса «На дне»: хотя в ней воспроизведена гнетущая картина современности в лице обитателей «дна», она не содержит пессимистического настроя, а наталкивает на революционные выводы, на мысль о необходимости социального переустройства общества. Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Пьеса явилась страстным и взволнованным спором о человеке

Идейно-философское содержание пьесы на «На дне» В образе Луки Горький изобразил тип утешителя, вредоносный в своей социальной сущности, ибо он ослабляет растущее в народе чувство протеста против несправедливости жизни, выступает за примирение с ней. С появлением пьесы «На дне» фигура Луки вызвала горячие споры и разногласия среди исследователей драматургии Горького. Рассматривая образ Луки, нужно отделить намерения этого человека от результатов его действий и таким образом дать этому образу объективную оценку. Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, - это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» - Горький всем идейно-художественным строем пьесы отвечает: истина.

Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая. Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.

Конфликт пьесы «На дне» Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Какой конфликт движет развитием пьесы На дне? Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт). Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт).

Социальный конфликт I уровень II уровень III уровень Конфликт между содержателями ночлежки и её обитателями Между властью и людьми Социальный конфликт каждого героя

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтов Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтов В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального конфликта. конфликта. ВасилисаНаташа Васька Пепел схема

Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является идеологический идеологический ?

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях? Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях? Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского Гроза, Чехова Вишнёвый сад, Горького На дне. Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского Гроза, Чехова Вишнёвый сад, Горького На дне.

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: молодой(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника. Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: молодой(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника. Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех? Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех? Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему? Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

Анализ 1 действия Как и почему попали в ночлежку герои Горького? Как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя, (1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя, 4 – Бубнов, 5 – Барон, 6 – Сатин, 7 – Актёр)

Судьба ночлежников. Сатин «Убил подлеца в запальчивости и раздражении…из-за родной сестры», отсидел в тюрьме(д.3-49) Бубнов ушёл из дома от греха подальше, чтобы не убить жену и её любовника(д.3-49) Барон разорился(д. 4-59) Актёр спился(д.2-36) Пепел-вор, его судьба предопределена уже при рождении(д. 2-30)

Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь. Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения). Задание: 1. Детали внешности ночлежки. 1. Детали внешности ночлежки. 2. Описание света. 2. Описание света. 3. Описание звуков. 3. Описание звуков. Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни? Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

Анализ системы образов. Кто они, эти люди дна. В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: Без солнца, Ночлежка, На дне жизни, На дне. Почему? В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: Без солнца, Ночлежка, На дне жизни, На дне. Почему? На дне – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира. На дне – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира.

Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью.

Индивидуальные задания: К ак и почему герои Горького оказались в ночлежке? К ак и почему герои Горького оказались в ночлежке? Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах. Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах. Что сделали герои, чтобы не оказаться на дне? Что сделали герои, чтобы не оказаться на дне? Перед каким выбором ставил автор своих героев? Перед каким выбором ставил автор своих героев? Выбор жизненной позиции: активная или пассивная. Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни. 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни. 2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни. 2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

Вопросы: Чего хотят от жизни герои Горького? Чего хотят от жизни герои Горького? Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе? Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе? Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего? Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность. Вопросы: Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью? Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью? Как показывает автор рождение личностного начала? Как показывает автор рождение личностного начала? О чём мечтают герои? О чём мечтают герои?

Выводы 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество. 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество. 2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывая мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящему своих членов до уровня животного существования и в то же время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых. 3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.

Задания по группам Жизненный путь Сатина, Бубнова. Выписать суждения о жизни Лука в системе персонажей.(портрет,, речь, самохарактеристика, сюжетная характеристика(поступки)). Авторская позиция по отношению к Луке. Кто из героев пьесы достиг своей цели?

Литература и Интернет - ресурсы 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968 Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968