С ЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВА « ИДИОТ » В РОМАНЕ Ф.М.Д ОСТОЕВСКОГО «И ДИОТ » Автор: учитель русского языка и литературы Завадская Ольга Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Advertisements

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
1 МОУ «Лингвистическая гимназия 23 имени А. Г. Столетова». Подтекст как средство воплощения авторского замысла в творчестве А. П. Чехова. Выполнила: ученица.
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Автор работы: Ученица 11 класса б МБОУ лицея 7 Станиславская Юлия.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Презентация ученика 9 класса Александрова Глеба. Проанализировать литературные произведения XIX века : 1. Повесть « Бедная Лиза » Н. М. Карамзина. 2.
Образы пламени в судьбе героев М.Булгакова и Б.Пастернака (по произведениям М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.пастернака «Доктор Живаго» героев М.Булгакова.
Проблематика литературы XIX век 7 класс. Понятие Проблематика совокупность проблем Большой словарь иностранных слов XIX век Человек и мир Человек и общество.
Читая миниатюры Пришвина… (комплексный анализ текста)
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
Читая миниатюры Пришвина… (комплексный анализ текста)
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Национальные особенности русской философии Т. Ю. Быстрова 2011.
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
Контент - анализ произведений Фёдора Михайловича Достоевского.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Транксрипт:

С ЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВА « ИДИОТ » В РОМАНЕ Ф.М.Д ОСТОЕВСКОГО «И ДИОТ » Автор: учитель русского языка и литературы Завадская Ольга Владимировна.

I В ВЕДЕНИЕ Цель данной работы: структурно - семантическое описание ключевых слов для проникновения в сущность слова, понимания текста художественного произведения.

А КТУАЛЬНОСТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ 21 век….Казалось бы, люди освоили космос, придумали множество технических новинок, облегчающих жизнь человечества. Но остались книги, которые, несмотря на прошедшие года, остаются актуальными и по сей день. Что же так привлекает читателей в творчестве Ф. М. Достоевского? Какие мысли остались вечными?

На сегодняшний день из всех направлений философствования особую актуальность приобрела семантика. «Разве есть в языковой реальности нечто, что не было бы знаком и не являлось бы моментом процесса понимания.» (Гадамер,1991,с.60) Семантика позволяет глубже войти в суть языковых явлений, раскрыть смысл ключевого слова, проникая и анализируя значения его элементов. Поколение за поколением читатели пытаются разобраться в смысле заглавия романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Лишь тщательно разобравшись в семантическом значении слова, изучив жизненный путь писателя, психологическое состояние героя, понимание окружающими поведение и идеи князя Мышкина, мы сможем понять значение слова «идиот», а следовательно и смысл всего романа.

З АДАЧИ : 1)дать толкование лексического значения ключевых слов; 2)показать обусловленность выделения ключевых слов мировоззрением писателя, эстетическими задачами, поставленными в данном произведении.

М ЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ : Лексикографический аспект обусловил привлечение метода анализа словарных дефиниций который выполнен на базе «Толкового словаря русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова, «Толкового словаря живого великорусского языка» под ред. В. И. Даля, «Малого академического словаря русского языка». В работе использованы описательный метод и метод семного и контекстуального анализа.

II О СНОВНАЯ ЧАСТЬ Глаза I.Теоретические вопросы исследования

1) ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА Выводы 1. Значение представляет собой систему микрокомпонентов - сем, образующих структуру - семему. 2. В структуре значения выделяются следующие макрокомпоненты: денотативный и коннотативный. 3.Периферийные семы могут быть коннотативным, т.е. передавать оценочную, эмоциональную, экспрессивную информацию.

2) С УЩНОСТЬ ТЕРМИНА « КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО », ЕГО ПРИЗНАКИ Ключевое слово - это ключ, с помощью которого открываются тайны художественного произведения оно является наиболее важным в контексте, несет в себе основную авторскую мысль, идею; ключевые слова имеют богатую семантическую структуру, т.е. в художественном произведении приобретают несколько рядов значений, характеризующих, во-первых, разные оттенки состояния героя, во-вторых, разных героев, в- третьих, важнейшие события или идеи автора. Ключевые слова имеют «сильную» позицию в тексте: выносятся в заглавие всего произведения или его части. Признаком ключевого слова является его повторяемость, при повторении значение трансформируется.

Глава 2. Формирование семантической структуры слова «идиот» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»

З НАЧЕНИЕ СЛОВА ИДИОТ Идиот – 1.человек, страдающий идиотией, слабоумием; 2.прост., бран. дурак, болван, тупица/ МАС/. В словаре Даля; слабоумный, несмысленный от рождения, тупой, убогий, юродивый.

С ЕМЫ СЛОВА « ИДИОТ ». СЕМНОЕ ПОЛЕ Идиот Человек больной Неопыт ный Человек невинны й Дурачок Божий человек Демократ Праведн ый человек Мистическ ий человек Философ Учитель

В ЫВОД Пройдя по кругу, по разному трансформируясь значение слова идиот вернулось к исходному. В последнем контексте слово употребляется в своём первом значении. Если мысленно провести семный круг значений этого слова, следуя контекстуальному формированию, в семантическую структуру его войдут выше перечисленные семы.

З АКЛЮЧЕНИЕ. Проанализировав ключевое слово «идиот», я выяснила, что семантическая структура этого слова представляет собой семное поле в виде круга. Можно выдвинуть гипотезу о том, что явление семантического поля в произведениях Ф. М. Достоевского не случайно и требует дальнейшего исследования.

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Фёдор Михайлович Достоевский - «Идиот» роман. 2. Н. А. Бердяев - работа «Миросозерцание Достоевского». 3. И.А. Стернин - контрастивные исследования, контрастивные словари. 4. Д.Н.Шмелев – «лексическое значение в свете альтернативных научных парадигм». 5. Л.М. Васильев - «Современная лингвистическая семантика». 6. Г.О.Винокур - Заметки по русскому словообразованию. 7. В.Б.Розанов - «Легенда о ве­ликом инквизиторе Ф.М.Достоевского». 8. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. 9. Толковый словарь живого великорусского языка под ред. В. И. Даля. 10. Малый академический словарь русского языка.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ