Использование деятельностного подхода на открытых уроках по математике уч. год РМО учителей математики и информатики Щербакова Т.П.
Жан Пиаже АссимиляцияАдаптация Пассивная ассимиляция новых данных в существующую картину мира Ум адаптирует свою внутреннюю структуру под изменившуюся внешнюю среду У человека с его опытом знаний навалом. Новое не принесет существенную пользу. Обучение позволяет по- новому посмотреть на то, что человек и так знал и видел давно. Переосмыслить имеющийся опыт.
Признание своего незнания, а не программные знания – вот ключ к обучению действием. Рег Реванс
Уровни обучения УровеньСодержаниеТипы знаний и навыков Учебные технологии 2 Тренировка Р-навыкиТренинг в режиме заучивания действий 1Информирова ние Р-знанияСеминар, лекция, книга
Уровни обучения 6 Спонтанный эксперимент в жизни В основном Q Обучение действием, коучинг, работа с командами в режиме outdoor 5 Срежиссированны й эксперимент в жизни Q>>>P Полевые задания, «реалити-шоу», хепенинги 4 Спонтанный эксперимент в аудитории Смесь P и Q знаний и навыков, PQ Деловые игры, решение заданий, упражнения в режиме «сделай – ошибись – научись», перфомансы
Спираль развития компетентности
Дэвид Колб Цикл обучения Д. Колба
Пирамида обучения
Цель школьного образования Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика 1)самостоятельно ставить учебные цели,2) проектировать пути их реализации, 3)контролировать и 4)оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Два подхода к обучению Педагогический – Ученик должен выучить определенный учебный материал Психологический – Ученик должен научиться осуществлять деятельность
Принципы деятельностного подхода Деятельность преподавателя заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний. Усваивать знания можно, только оперируя ими
Моделирование обучаемого Работа по определению целей, содержания обучения, разработке систем контроля
Моделирование обучаемого- наши знания об обучаемом Первоначальная модель - знания о том, каков обучаемый есть в настоящий момент; Текущая модель - знания о том, каким мы хотим видеть обучаемого на определенном этапе обучения; Нормативная модель - это знания о том, каким мы можем увидеть обучаемого в ходе обучения.
Модель ошибок В ходе учебной деятельности обучаемые могут ошибаться. Модель ошибок проектируется заранее. Работа преподавателя по определению возможных ошибок обучаемых.
Предметная модель обучаемого Разработка предметной модели - начало внедрения деятельностного подхода.
Методики, ориентированные на действия методика дидактических задач методика изучения частного случая методика направляющего текста
Методика дидактических задач Информация. Формирование цели и дидактических задач. Планирование. Возникает информационный дефицит. Принятие решения. Планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Выполнение. Воплощение запланированного в конкретные действия. Контроль. Этап контроля решения. Оценка. Оценка решения дидактической задачи.
Методика изучения частного случая Постановка проблемы. Цель : уметь видеть и осознавать проблемы. Информация. Цель : уметь находить информацию. Исследование(планирование). Цель:поиск различных возможностей действия. Принятие решения. Цель: выбрать одну из найденных возможностей действия. Дискуссия. Цель:защитить перед классом свое решение. Сверка с оригинальным решением. Цель: сравнение с оригинальным решением. Оценка.
Методика направляющего текста Знакомство с поставленной задачей. Учитель поясняет, как работать с информационными и направляющими текстами. Теоретическая работа. Учащиеся начинают работать с теорией. Анализ теоретической работы. Педагог проверяет достаточную базу знаний для выполнения практической деятельности. Планирование. Учащиеся планируют свои шаги по решению задачи. Педагог консультирует. Исполнение и контроль. Выполнение учащимися практической деятельности. Оценка и заключение. Оценивание через самооценку.
Модель обучения
Компоненты овладения знаниями Восприятие информации; анализ полученной информации ( выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации ); запоминание (создание образа); самооценка.
Деятельностный подход на уроке Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Интерактивный урок по принципам Колба 1. Мотивация и объявление новой темы 10 % времени от общей длительности урока; 2. Закрепление (повторение) пройденного 20 % времени от общей длительности урока; 3. Изучение нового материала 50 % времени от общей длительности урока; 4. Оценивание 10 % времени от общей длительности урока; 5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) 10 % времени от общей длительности урока.
Технология деятельностного подхода 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Постановка проблемы. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
Реализация деятельностного подхода в обучении математике посредством учебных задач Уравнения и неравенства с параметрами (Котцова О.В., 10А класс) Разложение многочленов на множители способом группировки (Фофанова Е.А., 7А класс) Преобразование рациональных выражений (Щербакова Т.П., 7Б класс) Программное обеспечение (Комарова М.В., 7А класс)
Декада математики и информатики Международный конкурс-игра «Кенгуру» 10 лет