Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Advertisements

Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Добрый день!. Всего удивительнее – Человек, Потом – этот мир: океаны и горы, потом - бесконечного неба просторы, И вновь – Человек. И опять – Человек…
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
ТРОПЫ МЕТАФОРА ЭПИТЕТОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХАПЕРИФРАЗ.
Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Тест по теме: «Средства выразительности» (В8) Вариант 3.
Мингазутинова Павлина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Момотовской СОШ Казачинского района.
Художественный стиль речи Основные признаки: Образность, выразительность, эмоциональность; Использование лексики и фразеологии других стилей; Использование.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Вводные конструкции Вводные конструкции Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа-
Транксрипт:

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова

Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/.

Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный,свис…нул,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить,изм…нение,соб…раться 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный,свис…нул,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить,изм…нение,соб…раться

Основная особенность художественной речи - создание художественного образа, что достигается использованием художественно- выразительных средств языка / тропов/

Художественно- выразительные средства языка Фонетические звукопись, аллитерация, ассонанс и т.д. Лексические историзмы, архаизмы, неологизмы, синонимы, антонимы и т.д. Яыковые эпитеты, метафоры, олицетворения сравнения, гиперболы и т.д. Синтаксиче- ские инверсия, градация, риторический вопрос и т.д.

Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова: Лексический повтор -повторение одного и того же слова: Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

Морфемный повтор- повторение окончаний,суффиксов,приставок, корней. А как же Пушкин ? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. А как же Пушкин ? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. Да, непоправимая,но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно,все остальное не. Да, непоправимая,но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно,все остальное не важно.

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев

Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Степям и дорогам Не кончен счет; Не кончен счет; Камням и порогам Камням и порогам Не найден счет… Не найден счет… Э.Багрицкий Э.Багрицкий

Тренинг Определите, какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. Определите, какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов.Можно вспомнить,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу…. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов.Можно вспомнить,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….

Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях : День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н Н.А.Некрасов

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него,суровая, ничего не прощающая, подавала она ему воду молча. Не глядя на него,суровая, ничего не прощающая, подавала она ему воду молча. Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая,она подавала ему воду молча, не глядя на него. Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая,она подавала ему воду молча, не глядя на него.

Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств,все грани правды Все грани чувств,все грани правды Стерты в мирах, в годах, в часах… Стерты в мирах, в годах, в часах… А.Белый А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашего государства; это вопрос национальной безопасности. Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий В.Непомнящий

Период - это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг,который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг,который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.

Риторический вопрос и риторическое восклицание- Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем. О времена ! О нравы! Что такое культура,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?

Парцелляция- членение предложения, при котором какая- то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни. Этим летом я увидел море. Впервые в жизни. /Этим летом я впервые в жизни увидел море /. /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.

Тренинг Определите, какие синтаксические фигуры использованы в тексте. Определите, какие синтаксические фигуры использованы в тексте. Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно. Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды, когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после рукопожатия.

Домашнее задание 1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». 1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/. Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/.