Герасим и его окружение. Цели урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.показать своеобразие Тургенева-повествователя; 2.показать через сопоставления Герасима с людьми, окру­жавшими его в доме барыни, нравственное превосходство.
Advertisements

Иван Сергеевич Тургенев Муму. Остоженка, 37 в Москве. Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму» Варвара Петровна.
Родился в богатой помещичьей семье. Мать – Варвара Петровна ЛУТОВИНОВА, отец – офицер, Сергей Николаевич ТУРГЕНЕВ. Образование получил сначала в Московском,
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов. Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его.
Викторина по творчеству И.С.Тургенева. Разработала Размашкина Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 14» станицы Новотроицкой Ставропольского.
И. С. Тургенев. « Муму ». Знакомство с Герасимом..
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Иван Сергеевич Тургенев.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Иван Сергеевич Тургенев. Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму» Иван Сергеевич Тургенев.
Объяснялки Узнай героя Портрет героя Иллюстрации Кто из героев? Кто сказал Детали
Ивана Сергеевича Тургенева. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица ; в ее имении Спасское.
Духовные и нравственные качества Герасима (по повести И.С. Тургенева «Муму») Учитель литературы МБОУ СОШ 2 станицы Каневской Каневского района Краснодарского.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Моё прочтение рассказа И.С.Тургенева "Муму".
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
РАССКАЗ «МУМУ». История создания. Главные герои произведения. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ.
Иван Сергеевич Тургенев ( ) Душа моя, все мысли мои в России.
Транксрипт:

Герасим и его окружение. Цели урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

С какими героями мы знакомимся в начале произведения? Что мы узнаём о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?

Почему знакомству с ней посвящен только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

Чем среди крестьян выделялся Герасим? Какие слова передают отношения автора к герою? Почему «не полюбилось ему сначала жить в городе?

Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутренне состояние Герасима?

Как относился Герасим к своим обязанностям? Как относились к нему окружающие люди? Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

Обобщение Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.

Вспомните, как складывались отношения Герасима с дворовыми? В чём, на ваш взгляд, причины его одиночества? Какое происшествие случилось с Герасимом по окончании первого года его жизни в городе?

Самостоятельная работа. Iвариант. Кто такой Капитон? Прочитайте его портрет. Какие детали их портретов можно сравнить? Какие из них передают отношение автора к герою и героине? II вариант. Кто такая Татьяна? Найдите описание её внешности.

Выразительно по ролям читаем диалог Капитона с Гаврилой. Каким человеком предстал перед нами Капитон? Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой.

Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой. Какие чувства испытывает Татьяна во время этого разговора? Какой мы увидели героиню в этой сцене?

Герасим и Татьяна. Герасим и дворовые. Герасим и барыня. Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной? Чего испугался Гаврила, получив приказ барыни женить Капитона? Почему не возразил барыне? Почему дворовые решили пойти на хитрость ? Разгадал ли эту хитрость Герасим? В чём проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми? Почему Герасим так легко отказался от Татьяны? Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной? Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей в жизни Герасима?

Обобщение. Герасим - человек сильный и нежный, великодушный и способныйГерасим - человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс. сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.

Домашнее задание. Прочитать до слов «Впрочем, его беспокойство было напрасным. Составить план прочитанного эпизода.Прочитать до слов «Впрочем, его беспокойство было напрасным. Составить план прочитанного эпизода. Индивидуальное задание: пересказ эпизода «Муму в доме барыни».Индивидуальное задание: пересказ эпизода «Муму в доме барыни».

Герасим и Муму. Счастливый год. Цели урока: продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». учиться кратко пересказывать текста, учиться художественному пересказу отдельного эпизода.

Сюжет прочитанной части 1.Герасим нашёл щенка. 2.Забота Герасима о собаке. 3.Барыня увидела собаку. 4.Муму в господском доме. 5.Степан уносит Муму.

Герасим и Муму. В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны? Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающее их состояние. Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

Словарная работа Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый.

Эпизод «Муму в доме барыни». Почему так ведет себя в доме барыни собака? Как реагируют на происходящее присутствующие слуги? Как меняется в этой сцене настроение барыни? В этом эпизоде впервые барыне (вспомните I абзац) уделено значительное место. Почему и здесь автор не наградил её именем, как он её называет? Даёт ли в этой сцене Тургенев почувствовать своё отношение к происходящему событию?

Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана. Какую роль в последующих событиях сыграли Степан и Гаврила? Чем эти герои похожей друг на друга? В чем они отличаются? Составьте словесный портрет Степана, а затем словесный портрет Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир?

Обобщение Одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечноОдинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно

Домашнее задание. 1.Закончить чтение рассказа. 2.Подготовить выразительное чтение эпизода «Встреча Герасима и Муму после разлуки». 3.Ответьте на вопрос: «Как помогает замкнутое жизненное пространство Герасима понять драматизм его судьбы?»

Придумайте синонимы к словам и словосочетаниям. Напишите их. Осклабиться Неусыпные попечения Радение

Выберите, какие слова и выражения использует И. С. Тургенев, представляя главного героя рассказа «Муму». Подчеркните их. Пойманный зверь; молодой, здоровый бык; хитрая лисица; степенный гусак; лев; медведь; идол; добрый зверек; осина; громадный дуб.Пойманный зверь; молодой, здоровый бык; хитрая лисица; степенный гусак; лев; медведь; идол; добрый зверек; осина; громадный дуб.

Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя. 1.Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.1.Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.

Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным.2....пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным.

Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.3....человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.

Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя. 4.Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала.4.Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала.

Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.5....доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Как проявилась радость Герасима после возвращения Муму? Догадывался ли он о причинах ее исчезновения? Как возвращение собаки отразилось на поведении Герасима? В каких словах писателя выразилась его симпатия к герою?

Домашнее задание.Домашнее задание. Подготовиться к подробному пересказу рассказаПодготовиться к подробному пересказу рассказа