РУССКИЙ БУНТ. ИЗУЧЕНИЕ ТРАГЕДИИ С.А. ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ» РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ПУГАЧЁВА И,П,, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ООШ С. ШКЛОВО КАЛИНИНСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Апастовская средняя школа Апастовский район Республика Татарстан Мораль. Основные ценности и нормы морали. Учитель Насибуллина Гульнур Хайдаровна.
Advertisements

Воспитание словом Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Гребенькова Н. И. МАОУ «Куровская.
Над проектом работала Юрина Наташа, ученица 8 «Б» класса МОУ сош 15 г. Тольятти Преподаватель Ганина Лидия Ивановна.
История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
История создания произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкин.
« Капитанская дочка » А. С. Пушкин
Образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев». Основополагающий вопрос Емельян Пугачев – народный защитник или злодей?
ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР (полное имя Высоцкий Владимир Семенович) (25 января 1938, Москва 25 июля 1980, там же), российский поэт, актер, автор и исполнитель песен.
А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». «История Пугачевского бунта», настоящий исторический труд Пушкина вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной – постыдное малодушие А.С.Пушкин Подготовила: Нажметдинова А.Д.
Приветствует мой стих младых царевен Литературный вечер по творчеству Сергея Есенина Школьная библиотека с. Сигаево Зав. библиотекой Валиуллина С. И.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Верхнеигнашкино в годы Пугачевского восстания ( гг.) Выполнила ученица 10 класса Алексеева Кристина Руководитель: Прокопенко Н.Н. МБОУ «Верхнеигнашкинская.
м Крестьянская война годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую.
«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.
«Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Кичигина Ксения, 8Б класс.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина « Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.
Работу выполнила ученица 7 класса б гимназии «Дмитров» Капитонова Алёна.
Транксрипт:

РУССКИЙ БУНТ. ИЗУЧЕНИЕ ТРАГЕДИИ С.А. ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ» РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ПУГАЧЁВА И,П,, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ООШ С. ШКЛОВО КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ». С. ЕСЕНИН. ПОЭМА «ПУГАЧЕВ»

Цели урока : Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.

ФРАГМЕНТ ПЕСНИ О ВРЕМЕНИ В.ВЫСОЦКОГО Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло - И оно свои тайны отдаст.

ТРАГЕДИЯ «ПУГАЧЕВ» В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию Пугачёв, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

Обратимся к датам: 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва г. – восстание декабристов, среди участников которого - друзья А.С. Пушкина г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории г., ноябрь – завершена работа над Историей Пугачёва. 19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа Капитанская дочка указал Пушкин.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю. 1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова г. – С. Есенин создаёт трагедию Пугачёв.

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе Я пришёл дать вам волю и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство.

ПУШКИН И ЕСЕНИН Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве. Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала: От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара. Возможно, этою же могучей страстью очарован был и Есенин. Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА? ЧТОБЫ ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ ДЛЯ СЕБЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ. Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем

В Капитанской дочке Пушкин вынес приговор: Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Поэт отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К ПУГАЧЕВУ Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина Пугачёв. Это первое сценическое воплощение произведения. В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.

СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (Боярыня Морозова и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ! ПО С.ЕСЕНИНУ - Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя Стоим глядим? -Да вот глядим, Чего орут, - Понять хотим, Про что поют… - Теперь уж вовсе Не понять: И там висять - И тут висять! Им только б здесь Повоевать! И главный есть – Емелькой звать!... - Да что ж они – Как мухи мрут, Друг дружку бьют, Калечут, жгут!... - Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя Стоим, глядим? - Вопрос открыт: И не смекнём, Что за помост И кто на нём? Мы тоже так – Не плачь, Кузьма, - Кругом - бардак И кутерьма! И это – жисть, Земной наш рай?! Нет, хоть ложись И помирай!

Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства? Что побудило казаков предать своего вожака?

МОНОЛОГ БУРНОВА: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.

Роковая зацепка за жизнь - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя. Презирает ли Пугачёв предавших его соратников? Как же решается в трагедии вопрос о бунте? Смерть иль исцеление?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

Философ Н. Бердяев Русский философ Н. Бердяев писал: Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо. Вывод : Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.

ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ В. ВЫСОЦКОГО И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель - всегда презираем, Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна - И всегда на нее уповаем. Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт - И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас. Ныне, присно, во веки веков, старина,- И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки - из прошлого тащим, - Потому, что добро остается добром - В прошлом, будущем и настоящем!