Этимологический анализ при изучении лексики Выступление на заседании МО учителей русского языка. Подготовила Власюк В.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: «Извини меня!» - Это значит: «Исключи меня из вины!»
Advertisements

Добро пожаловать на урок! Тема: «Корень слова». Л…сной Тру…ка Грус…ный Ч…до В…юга Хищ…ник Брош…ра Ус…ный Уло...
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова Урок русского языка в 6 классе Выполнила: Пятникова Марина Геннадьевна, учитель русского.
Этимологический словарь Работа ученика 10 «Б» класса средней школы 29 Юдина Алексея.
Презентацию сделала ученица 5 «Б» класса Еремеева Юля.
Парад словарей Парадом командовала: Хрящикова Людмила Николаевна.
Исторические изменения в морфемной структуре слова Преподаватель- кандидат филологических наук доцент Крапотина Т.Г.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Тема проекта: Занимательный орфографический словарик. МОУ «Роза-Долинская ООШ» Выполнили: учащиеся 5 класса Биттугулова Снежана Вассман Екатерина Руководитель:
Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Методическое объединение «Родник» учителей начальных классов МОУ Магнитная СОШ руководитель Гончарова Мария Ивановна февраль 2009 года.
Учебные ориентиры. ОРИЕНТИР, ориентира, ·муж. (см. ориентировать). ОРИЕНТИР, ориентира, ·муж. (см. ориентировать). 1. Указатель, указательный прибор (спец.).
ЭТИМОЛОГИЯ языкознание морфемикаморфология Словообра- зование синтаксисэтимологиялексикапунктуацияорфоэпияорфографияфонетика.
Транксрипт:

Этимологический анализ при изучении лексики Выступление на заседании МО учителей русского языка. Подготовила Власюк В.А.

Этимология- «лингвистическая археология». В словах отражается жизнь человека, его прошлое и настоящее. Применение словарно- этимологического анализа обеспечивает в 8-15 раз лучшее усвоение орфографического материала, чем другие методы.

«Школьный этимологический словарь»Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой Содержание справочника Развёртывается система исторической перспективы слова и показываются изменения, которые произошли в значении ряда слов. Разъясняется лингвистическая терминосистема, даются образцы правильного употребления слова в указанном значении Этимология наиболее употребительных слов современного русского языка ( с указанием их исконно русского или заимствованного характера и времени их появления)

Достоинства работы с этимологическим словарём. Сообщаемые читателю методические принципы этимологии слов в справочнике просты и эффективны. Руководствуясь ими, можно занимательно, доступно и успешно на конкретных экскурсах показать язык как явление и развивающееся, и устойчивое. Активное общение со словарём создаёт у ребят целевую установку на усвоение соответствующего раздела школьной программы, формирует убеждённость в его практической пользе.

Как эффективно использовать этимологический словарь? Опираясь на ЭС, ученики упражняются в выявлении сходств и различий непроизводных и производных слов. Устанавливают соотношения между составом слова, его образованием и значением. Накапливают запас морфем, гнёзд одноосновных и одноструктурных образований Словообразование – основной способ пополнения лексикона русского языка в ходе его исторического развития

Некоторые приёмы работы с этимологическим словарём. Синхронистический анализ( проведение семантического анализа по словарю и –параллельно- без словаря) Те, кто работал без словаря, при толковании производной лексики используют мотивирующие, одноструктурные или однокоренные слова. Ответы тех, кто работал со словарём отличаются научностью, полнотой, уверенностью, чёткостью. Вопросы «КРОССВОДНОГО» ТИПА 1.МЕСТО, ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ УЛЬИ С ПЧЁЛАМИ? 2.ПРИБОР С ВЫРЕЗАННЫМИ ЗНАКАМИ ДЛЯ ОТТИСКИВАНИЯ ИХ НА ЧЁМ-НИБУДЬ? 3.… Задания, «оживляющие» прошедшие времена слова, нынче непроизводного «Давайте услышим из глубины веков то, о чём рассказывает словарь о мыле, мяче, полыни, стрекозе, тризне…

Салдат или солдат? (монета, деньги, жалованье). Буратино и сольдо. Давным-давно в одном войске расплачивались с солдатами солью. В русский язык слово солдат пришло из немецкого, который заимствовал его из итальянского, и восходит оно к SOLDO

Почему колея, колесо, колобок? Колея «глубокий след от Колесо колеса» Кольцо «старинная воинская Кольчуга защ.одежда из металлических колец» Околыш «плотный цветной Около ободок, каёмка» Околица « место вокруг деревни, окружающая местность» Окольный «окружной, непрямой» Колобок «небольшой круглый хлеб»

Композитор и компот… от латинского ponere («класть, ставить») Этимологическая приставка ком- = со (сотрудничать, сочувствие) Компонент, композиция, компоновка, компоновать. Композитор- «составитель, сочинитель» Компот – «сложенное вместе»

Достоинства и недостатки метода? 1.Лингвистическая зоркость может перерастать в «лингвистическую дальнозоркость»- учащиеся станут при морфемном разборе выделять этимологические морфемы как современные. 2.Усиление интереса к внутренней форме слова приводит к увеличению неожиданных вопросов относительно наличия у него тех или иных морфем или родственных связей, что отодвигает проблему урока, делает её второстепенной. Тогда: Похвалить ученика за сообразительность, наблюдательность и интересный вопрос; Предложить ему самостоятельно найти ответ в этимологическом словаре и рассказать об итогах поисков на следующем уроке.

Первородство. К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня!- Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Своё первородство, свои рубежи. И когда я слышу: -Обереги меня!- Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня!- Это значит: -Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова есть норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро. С.Островский