А РХИТЕКТУРА С АРАТОВА Бикчураева Е.В. – учитель географии МБОУ «ООШ 14» г.Балаково.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классическая архитектура Саратова. Цель: познакомить учащихся с известными архитектурными строениями города Саратова.
Advertisements

Здание управления Приволжской железной дороги Презентация Голикова Алексея.
Русская классическая гимназия Презентация Граната Артема.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Симметрия в архитектуре Классицизм Барокко Готика Модерн.
Музей краеведения Презентация Городнова Павла. Оглавление 1. Местонахождение Местонахождение 2. Дата строительства Дата строительства Дата строительства.
Архитектура России II половины XIX века (эклектика)
Архитектура Новониколаевска Новосибирск 2008 Н Г П Л.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ХРАМЫ» Храм архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место.
Классицизм в архитектуре XVIII начало XIX века. Классицизм в архитектуре В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в.
Глава II. Художественная культура XVII в. Западная Европа §8. Бессмертие старого мифа, или О том, как складывался новый стиль классицизма в искусстве Франции.
Тема: План: 1.Проверка домашнего задания. 2.Классизм, как стиль в Мировой культуре. 3.«Сказочный сон» Версаля Архитектурные творения Кристофера Рена.(профильный.
художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма.
Петровское барокко. Что такое Петровское барокко? Петровское барокко -это термин, который применялся историками искусства к архитектурному и художественному.
8 класс Архитектура Тема: «АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ - КЛАССИЦИЗМ» МОУ СОШ 26, пос. Ильинский, Раменского района Московской области. Педагог: МЕДВЕДЕВА ИРИНА.
Стили архитектуры. Архитектура Возрождения период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века. Особенное значение в этом.
Теремной дворец. Теремно́й дворе́ц памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в годах по приказу.
« Архитектурный театр » Москвы : В. Баженов и М. Казаков.
Эпохи Возрождения. Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место в ренессансной.
Транксрипт:

А РХИТЕКТУРА С АРАТОВА Бикчураева Е.В. – учитель географии МБОУ «ООШ 14» г.Балаково

К ЛАССИЦИЗМ Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства,фр. лат.XVII XIX рационализма античного зодчестваАрхитектуресимметрично-осевые

Р УССКИЙ КЛАССИЦИЗМ В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. Складывается тип дворца-усадьбы, расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.

Р УССКИЙ КЛАССИЦИЗМ В С АРАТОВЕ Особняк Филиппа Катенёва. Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев по проекту зодчего В.И.Суранова. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа

О СОБНЯК Ф ИЛИППА К АТЕНЁВА. В нижнем этаже дома Катенева имелся коридор для проезда внутрь двора. В двор выходили людские комнаты, кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа, выходящие на галерею аркады, служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и в мезонине насчитывалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из узкой средней комнаты второго этажа устроен выход на балкон между колоннами центрального портика.

О СОБНЯК Ф ИЛИППА К АТЕНЁВА. От Катенева дом вскоре перешел к Устинову, который быстро продал его духовному ведомству. Здесь разместились духовное училище и классы духовной семинарии. Для учебных заведений внутри была сделана перепланировка помещений для устройства просторных классов. До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.

У САДЬБА М ИХАИЛА У СТИНОВА (XVIII В.). Богатый саратовский купец М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.

У САДЬБА У СТИНОВА Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.

У САДЬБА У СТИНОВА В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь

У САДЬБА Т ЮЛЬПИНЫХ Усадьба Тюльпиных Усадьба Тюльпиных – компактный комплекс жилых и вспомогательных построек, окружающих внутренний двор. Главный полутораэтажный дом выходил парадным фасадом на Царицинскую улицу. Его украшения небогаты, однако во всем чувствуется добротный профессионализм: в уравновешенности пропорций, ясности композиции, строгости деталей.

У САДЬБА Т ЮЛЬПИНЫХ Гордость дома и его владельца – каноничный шестиколонный портик тосканского ордера, воспроизведенный со скрупулезной точностью, от баз колонн до череды триглифов на фризе и сухариков, обрамляющих пологий фронтон.

У САДЬБА Т ЮЛЬПИНЫХ Войти в её двор приглашают представительные трехчастные каменные ворота – арка для проезда экипажей и две боковые калитки. Над аркой, во внутреннем поле небольшого фронтона – тимпане – деревянный герб, охраняющий достоинство усадьб

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА Бывший особняк купца Степана Корнилова стоит чуть выше Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского. Этот небольшой дом построен в 1830-х годах по проекту ученика В.Суранова – саратовского губернского архитектора Г.В.Петрова. Он очень развил традиции саратовского классицизма

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливает интерес людей к этому дому. Но это сейчас. Сто семьдесят же лет назад, Особняк С.Корнилова выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА Мастер варьирует масштаб и пропорции – от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к удлиненным жилых комнат второго и далее – к маленьким квадратным проемам мезонинов. Иное дело – ротонда. Её масштаб укрупнен; четыре колонны коринфского ордера призваны поддерживать не только полушарие «римского» купола на двухъярусном карнизе, но и статус-кво владельца особняка, богатого и именитого купца.

Э КЛЕКТИКА Эклектика ( эклектизм, историзм ) в архитектуре направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в XIX в. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура ).

Р УССКАЯ ЭКЛЕКТИКА Храма Христа Спасителя( ) Большой Кремлевский дворец. Мариинский дворец Исторический музей Храм Спас на Крови Исакиевский собор

Р УССКАЯ ЭКЛЕКТИКА В С АРАТОВЕ Представителем эклектики в саратовской архитектуре являет­ся Алексей Маркович Салько ( ). По окончании Строительного училища он трудился в Саратове, 40 лет состоял городским архитектором. А. М. Салько строил много. До сего времени сохранились дома Вакурова (1874. Театральная площадь), Мещерякова (1881. Ул. Горького, 39, надстроен), Никитина (1890. Пр. Ки­ рова, 39), Шмидта (1899. Соборная ул., 42) и другие. Удачными и красивыми явились построенные здания дворян­ского пансиона (Соборная ул., 33), фельдшерской школы (Ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (Советская ул., 60), Ново-Покровской церкви (Ул. Горько­го, 85) и другие.

О КРУЖНОЙ СУД По проектам А. М. Салько в Саратове выстроено несколь­ко общественных сооружений. Возведенное в 1878 году зда­ние окружного суда (Московская ул, 64) было воспринято как «холодная, безжалостная казарма». Протяженное по улице, обильно украшенное декором, с ритмически повто­ ряющимися полуколоннами и пилястрами, здание утомляло и переставало восприниматься своеобразие мотивов.

У ПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Столь же критически было встречено громадное здание Управления железной дороги ( Московская ул., 8). Оно было отнесено к стилю «салькоко». Постройка «задавила» Троиц­кий собор и разрушила классицистский стиль Старо-Соборной площади.

Г ОСТИНИЦА М ОСКОВСКАЯ Среди построек А. М. Салько следует отметить те, в которых автор верен формам определенного стиля в пределах одного элемента - фасада. Это гостиница «Московская» (1901. Московская ул., 84), где использованы приемы и детали декоративного убранства московского зодчества XVI-XVII вв.

Д ОМ В АКУРОВА Театральная площадь. Дом 1. Выстроен он был по проекту архитектора А.М. Салько купцом Вакуровым в 1874 году. На первом этаже дома были устроены роскошно отделанные магазины с зеркальными стеклами, металлическими сводами и шторами, которые сдавались крупным саратовским купцам и давали Вакурову 9000 рублей в год арендной платы. Остальные три этажа занимала Столичная гостиница с более чем 70 комфортно обставленными номерами, залами для обедов и чтения. В 1893 году дом Вакурова был занят (кроме первого этажа) под Управление Рязано-Уральской железной дороги

Д ОМ В АКУРОВА В настоящее время здесь располагается Саратовский Государственный аграрный университет один из крупных вузов страны, подготовивший за 86 лет существования более 15 тысяч агрономов, экономистов и иных специалистов сельского и лесного хозяйства.

Д ОМ Н ИКИТИНА В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил на Немецкой улице двухэтажное жилое здание, известное нам как дом Никитиных. Пётр Александрович Никитин младший из трёх братьев Никитиных к 1890 году стал состоятельным цирковым предпринимателем и мог позволить себе возвести столь неординарный особняк, проект которого поручил подготовить самому популярному в Саратове архитектору. И дом получился на славу сколько поколений саратовцев заглядывалось на него, дивясь изяществу и гармоничности форм! Русские самородки, основатели русского национального цирка братья Аким Александровичи Петр Александрович Никитины жили здесь на верхнем этаже; нижний же занимали аптека, небольшой ресторан и фото ателье.

Д ОМ Н ИКИТИНА Планировка дома удобна, комнаты и залы светлы и просторны, хороши парадная лестница и угловая башенка-эркер. Декор фасада был достаточно насыщенным и сложным для крупного особняка; однако сила пластики и даже набор покрывавших поле фасада деталей точно укладывались в границы, заданные стилем и окружающей застройкой.

Д ОМ М ЕЩЕРЯКОВА Построен двухэтажный дом был на средства купца Мещерякова на перекрестке двух центральных улиц города: Немецкой и Александровской. До революции здесь располагался ресторан Прага, где вечерами играл оркестр лиристов, а к столу подавались лучшие вина и блюда отечественной и заграничной кухни. В советское время зданию были надстроены еще 2 этажа.

Д ВОРЯНСКИЙ ПАНСИОН Построен по проекту А.М.Салько в 1895г. Сейчас здесь находится средняя школа 8 г.Саратова (ул.Соборная)

Т ЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. Н.Г.Ч ЕРНЫШЕВСКОГО Автором проекта следует считать молодого в то время архитектора А.М.Салько, который и руководил строительством, завершив его в 1865 году. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр.

Ф ЕЛЬДШЕРСКАЯ ШКОЛА (1899. Ул. Чернышевского, 151)

Н ОВО -П ОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ) (1885. Ул. Горько­го, 85) В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

В.Л.В ЛАДЫКИН Владимир Львович родился в 1867 году. Саратовский городской архитектор, классный художник, преподаватель рисунка в Саратовском Ремесленном училище. Окончил Академию художеств в 1892 году. Умер в 1917г.

Б ОЛЬНИЦА П ОЗДЕЕВОЙ Первая детская больница в Саратове, построенная на средства купеческой вдовы Д.С.Поздеевой. Здание больницы было возведено в 1901 году на Соколовой улице (район Духосошественской площади, ныне пл. 8 марта) по проекту архитектора П.Л.Владыкина. Здание сохранилось до настоящего времени. Ныне в нем размещается одно из отделений 5-й детской больницы, которую в народе до сих пор называют "Поздеевской".