Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- Точка; - Точка с запятой; - Тире; - Двоеточие..
Advertisements

Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Понятие о бессоюзном сложном предложении Цели урока: 1.Понять особенности БСП; 2.Понимать и выявлять смысловые отношения между частями БСП.
Презентация «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Дополнительный материал к уроку русского языка УМК любой Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Тема урока. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение. Знать: -правила постановки тире и двоеточия в БСП, -сферу употребления БСП. Уметь: -выяснять смысловые отношения в БСП,
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. ТЕМА УРОКА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Урок 18 Тире в бессоюзном сложном предложении. Теоретический материал Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: Тире.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Шумкова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснооктябрьская.
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
БСП. Двоеточие в БСП.. изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
Транксрипт:

Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Учитель Ткаченко Т.Н. Цель урока: формировать умение правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Учитель Ткаченко Т.Н. Повторяем тему предыдущего урока Вопрос 1 Что такое сложное бессоюзное предложение? СБП – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Учитель Ткаченко Т.Н. Повторяем тему предыдущего урока Вопрос 2 При каких условиях в СБП ставится запятая, точка с запятой? В СБП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другой запятой. Если части СБП осложнены, между ними ставится точка с запятой.

Учитель Ткаченко Т.Н. Повторяем тему предыдущего урока Тестовое задание ВАРИАНТ 1. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая. ВАРИАНТ 2. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.

Учитель Ткаченко Т.Н. 1 в. – запятая 2 в. – точка с запятой А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин) Б) Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес. (А. Грин) В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.) Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.) Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов) Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский) Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой) З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой) И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин) К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой), ; ; ;,,, ;,,, ;

Учитель Ткаченко Т.Н. ОТВЕТЫ ВАРИАНТ 1. ЗАПЯТАЯ А) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. Д) Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго. Е) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. З) Успокойтесь, рана не опасна. И) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. ВАРИАНТ 2. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Б) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. В) Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком. Г) На дворе декабрь в половине; окрестность тихо цепенеет. Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.

Учитель Ткаченко Т.Н. Нормы оценок 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2»

Учитель Ткаченко Т.Н. Пиши правильно КОНКУРЕНЦИЯ АГИТАЦИЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Учитель Ткаченко Т.Н. Двоеточие в СБП ставится, если: а) во второй части предложения ПРИЧИНА. Двоеточие можно заменить союзом ПОТОМУ ЧТО. Например: Я доверяю любящим : они великодушны. Ср.: Я доверяю любящим (ПОЧЕМУ?), ПОТОМУ ЧТО они великодушны.

Учитель Ткаченко Т.Н. Двоеточие в СБП ставится, если: б) второе предложение ПОЯСНЯЕТ первое. Двоеточие можно заменить союзами А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ. Например: Предметы потеряли свою форму : всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. Ср.: Предметы потеряли свою форму (КАК?), ТО ЕСТЬ всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Учитель Ткаченко Т.Н. Двоеточие в СБП ставится, если: в) второе предложение ДОПОЛНЯЕТ первое. Двоеточие можно заменить союзом ЧТО. Например: А я заметил : возле иных домов тополя сохнут. Ср.: А я заметил (ЧТО?), ЧТО возле иных домов тополя сохнут.

Учитель Ткаченко Т.Н. Задание 1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой) Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)

Учитель Ткаченко Т.Н. Задание 2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания. 1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5)Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

Учитель Ткаченко Т.Н. Ответ задания 2 1) Я поднял глаза и увидел : высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза : так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, наступила отличная погода. 4) Я верю : новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5)Другое занимает меня : пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

Учитель Ткаченко Т.Н. Самостоятельная работа Упражнение 189

Учитель Ткаченко Т.Н. Домашнее задание. Параграф 216 (Теория). Упражнение 190.

Учитель Ткаченко Т.Н. Итог урока Чему мы научились на этом уроке?

Учитель Ткаченко Т.Н. Спасибо за урок. До свидания.