Основные образы поэмы. Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Advertisements

Черновики А.Блока. 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
А. А. Блока «Двенадцать». «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий.
Поэма Двенадцать. Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа.
Проверка домашнего задания «На железной дороге» О каких драмах в судьбе молодого поколения, его отношениях говорит стихотворение? Почему стихотворение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально.
Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать»- гимн революции? (урок-исследование) учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н.
«Двенадцать» «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» А.А. Блока - первое крупное произведение, посвященное Октябрьской революции. Отношение Блока к революции.
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику,
Выполнили: Соловьева О., Новокшонова И. Ученицы 11 класс МОУ СОШ 3, г. Уржума, Кировской области. Учитель: Конюхова О.А.
…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. А.Блок «Двенадцать»
Домашнее задание по литературе для учащихся 11 Б класса (24-29 ноября )
Интегрированный урок по истории и литературе 11 класс.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Поэма А.Блока "Двенадцать"
Транксрипт:

Основные образы поэмы

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! -Ох, большевики загонят в гроб!.. -Предатели! -Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. -Кто в сугробе – выходи!.. -Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

Изобразительно-выразительные средства

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

«Музыка революции» «Слушайте музыку «Слушайте музыку революции», призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.