Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения Семинар автор : учитель химии Винник Наталья Дмитриевна декабрь 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Педагогический совет "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.
ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
МОУ СОШ 3 г. Светлый Теоретический семинар мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации Поротикова Г.И. Поротикова Г.И.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
Проект по теме: Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
Мотивация учения. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников,
Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ- ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы для проведения педагогического совета Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Мотивация учения- как основное условие повышения качества обучения.
Тема семинара Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучаемых.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Приемы активизации обучения через повышение мотивации учения и изменения мотивационных установок Агашкина Галия Кашфелгаяновна.
Транксрипт:

Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения Семинар автор : учитель химии Винник Наталья Дмитриевна декабрь 2013 г.

«… С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...» ( цитата из сочинения )

Мотивация Одна из самых сложных задач психологии Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы: Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?

Определение мотивации. Что же такое мотивация? Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Что она объясняет? Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Потребности Усилия Действие Вознаграждение Удовлетворение Цикл мотивации.

Виды мотивации Внешняя мотивация Внутренняя нравственно – волевая мотивация Внешне положительные.Внешне отрицательные. (Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.) (Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)

Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3-й этап. Мотивация завершения

1-й этап. Возникновение мотивации 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.); 2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.); 3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)

2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации -чередование разных видов деятельности; - чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; - удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности; -поисковая деятельность учащихся; - самоконтроль и самооценка.

3-й этап. Мотивация завершения Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо: -усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя; -позитивное восприятие одноклассников и самих себя ; -создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы- Мотивация- это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. В основе мотивов лежат определенные потребности. этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Какие мотивы побуждают школьников учиться. Начальная школа Ведущие мотивы: - чувство долга - престижная мотивация – желание получить высокую отметку; - мотив избегания санкций. Основная мотивация: внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения. Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных. Мотивация, вызванная подростковыми установками Старшая школа Мотивация продолжения образования. Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего. Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний. Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам. Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.

Два основных вопроса мотивации: 1. К чему побуждать? вопрос направленности 2. Как побуждать? вопрос энергии

Формирование мотивации учения Смысл учения Мотив учения Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Учет возрастных особенностей школьников; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним); Формирование адекватной самооценки у учащихся; Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий. Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагога Интерес Использование проблемных ситуаций, способов, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания

Общая структура мотивации к учению а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д) Компенсаторная мотивация в) Престижная мотивация г) Мотивация избегания неудачи

Познавательная мотивация Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, наиболее ценный мотив.

Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность

Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересовс другой.

Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ Внутренняя мотивация это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы в душе человека, а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги.

Условия хорошей мотивации учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными; важно определить достаточно времени на работу; деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер; оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев; стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей; положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.

Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Любовь к работе. Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм). Стремление к максимальной гибкости. Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

. Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон

Спасибо за внимание!