Николай Семёнович Лесков.. Чтоб в человеке человеческое торжествовало… Н.С.Лесков – Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков.
Advertisements

«В сём справедливость от вас нимало не пострадала». Постников – герой– праведник»
Тема исследования Возможна ли ложь во спасение? Авторы: Ученик 7 класса МОАУ СОШ5 Руководитель: Завьялова И.В. Учитель русского языка и литературы МОАУ.
Основные темы творчества Н. С. Лескова: 1. Повести, посвящённые женской доле: 1. Повести, посвящённые женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского.
Р АССКАЗ Н ИКОЛАЯ С ЕМЁНОВИЧА Л ЕСКОВА «Ч ЕЛОВЕК НА ЧАСАХ »
Презентация к уроку литературы (7 класс) по теме: Н.С. Лесков. "Человек на часах". Материалы к изучению рассказа
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ Учитель МОУ СОШ 50 Миклина Л.В.
Лев Николаевич Толстой История создания рассказа «После бала»
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Работа слушателя курсов РЯ-11 Симаковой О.В.
Презентацию подготовила Учитель СОШ 3 Г. Осинники Вессели Ирина Сергеевна.
Тема:,,Зачем творить добро?,, (беседа с учащимися нач.школы) Юдина Т.М.
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
Виновен- отвечай Подготовила: Кашаева Даша Знать закон смолоду В книге современного писателя Н.И Ветрова « Если бы я знал закон» есть письмо, присланное.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Транксрипт:

Николай Семёнович Лесков.

Чтоб в человеке человеческое торжествовало… Н.С.Лесков – Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта) В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие человек: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем. Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа Человек на часах.

– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать? (Анекдот) – Каково значение слова анекдот? (Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет: исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия. – Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе Левша.

– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание. – Какое? (гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел). – Что такое щпицрутены? (Шпицрутен (нем. копьё, пика и хлыст)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.

Восстановим сюжет рассказа Человек на часах, Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 3 Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать) – 4 глава Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава Спад действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин- хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) –

Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя. – Случайно ли Автор даёт ему фамилию Постников? В словаре В.И.Даля пост имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. – Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание). – Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2 (: …из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…). – Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту. – Что он испытал, когда услыхал, что в полынье заливается человек и отчаянно молит о помощи? (приходил от криков, стонов в оцепенение, В ужасе оглядывался, …стал соображать, как спасти.) – Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время человек истерзался сердцем.

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием. – Как вы понимаете выражение нравственный выбор? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести). – Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина Дубровский, Сильвио из повести Выстрел). – Итак, Человек не выдержал и покинул свой пост.

Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да). – Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I? (боялись за своё благополучие, за свою карьеру) Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. – Фразеологизм выйти сухим из воды неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации). – Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).

Все довольны. И Постников остался доволен. – Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. – Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).- – Как принимает эту награду солдат? (он был доволен за отеческую милость). – Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста). – А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 Вывод: Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.

– Продолжите предложения. Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)

Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ Спасение погибавшего. – Почему автор изменил название? Почему, например не назвал Солдат на часах? (Главное слово в этом названии-человек, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб в человеке человеческое восторжествовало. 11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя ( …Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя (Н.С.Лесков). – Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.