Былина как вид фольклора. Героический эпос Карл Великий и Роланд Зигфрид Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Былина как вид фольклора. Героический эпос Карл Великий и Роланд Зигфрид Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец.
Advertisements

Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Следы во времени О русской былине. 1.Былина как жанр. Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это песни- сказания о богатырях, народных.
1. Что такое былина? 2. Кто такой эпический герой? 3. Какие циклы былин вы знаете, назовите героев этих циклов.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
1. Познакомить с жанром былины. 2. Дать представление об отличиях былины от сказки 3. Углубить представление об особенностях жанра былин. 4. Расширить.
Выполнили: учащиеся 7Б класса гимназии МИИТ Кузьмин Антон Фёдоров Михаил Учитель: Смелова И.А. Москва 2014.
Борисова Ю.С. Зав.библиотекой МОУ «СОШ 13». Борисова Ю.С., СОШ 13 г. Лысьва А и славные могучие богатыри На славной Руси! Не скакать врагам По нашей земле!
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Устное народное творчество Былины Учитель Покровской школы Солдатова Л.Е.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 71 Санкт-Петербурга Филипенко Нины Владимировны.
Ttp:// ttp:// Лапина С.А Презентация к уроку музыки в 5 классе «Музыкальная живопись»
Игра по былинам об Илье Муромце Составитель: Мосинцева О.В. – учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ 2 с. Верхнепашино 7 класс.
Мой любимый литературный герой - Илья Муромец
Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Prezentacii.com.
Богатырский бой. «Знакомые все лица» Илья Муромец Соловей- разбойник Тугарин Василий Игнатьевич Забава Путятична Алеша Попович Маринка Кайдаловна Добрыня.
Образы русских былинных богатырей Виктор Васнецов. «Богатыри» Виктор Васнецов. «Богатыри»
Транксрипт:

Былина как вид фольклора

Героический эпос Карл Великий и Роланд Зигфрид Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец

Былина ( старина))- фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном эпизоде русской истории Древнейшие былины появились к IX век Бытование в первоначальном виде XVI - XVII века, к середине XX века – отмирание жанра

Мифологический период (до 9 века) Воплощение исполинских туч, о чем и говорит его имя. Он всегда возит свою жену с собой в хрустальном ларце. Он пытается поднять суму с земной тягой и гибнет Н. Рерих. Святогор Святогор -

Мифологический период (до 9 века) Волхв Всеславьич (Вольга Святославович) Неустрашимый воин-богатырь наделен вещим знанием и особым искусством превращаться в разных зверей, сын змея и женщины.

Киевский период (9-12 века) Борец за спокойствие и нерушимость границ Руси Освободитель русской земли от губительных налетов змея. Разумен в речах, сдержан «вежествен», тактичен. Заботливый сын и любящий супруг. Играет в шахматы, музыкант Добрыня Никитич В. Васнецов. Бой Добрыни со змеем

Владимиро-Суздальский период (12-13 века) Илья Муромец Человек необыкновенной внутренней духовной силы. Крестьянский сын Пленил Соловья Разбойника. Его кровный сын стал врагом Киева.

Владимиро-Суздальский период (12-13 века) Родом из «славного Ростова красного города», поповский сын Не располагает силами, превышающими силы врагов, богатырь полагается лишь на хитрость и изворотливость. Веселый пересмешник, молодой, буйный, озорной, мало задумывается в достижении своих целей. Алеша Попович К. Васильев. Алеша Попович и красная девица

Новгородские былины Ольшанский. Садко. Рябушкин. Василий Буслаев Василий Игнатьевич Буслаев Без царя в голове, в минуту беды трезвеет и становится героем

14-17 века. Московский период новые былины не создаются

Два основных цикла … с. 15 учебника

Содержание былины В основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге.

Сюжеты былин о старших братьях о борьбе с чудовищами о борьбе с иноземными врагами о встречи и спасении родных, об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену, об эпических состязаниях «Соловей Будимович и Забава Путятична»

Герой былины - богатырь

Женщины- богатыри С. Соломко. Василиса Микулична

Поэтический язык Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под аккомпанемент гуслей. Былинный стих относится к тоническому стихосложению.

3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на третий от конца. Он спустил коня да богатырского Да поехал ли то по той по силушке татарскоей. Стал он силушку конем топтать, Стал конем топтать, копьем колоть, Стал он бить ту силушку великую – А он силу бьёт, будто траву косит. Его добрый конь да богатырския.

Композиционные особенности Былинные запевы Высока высота поднебесная, Глубока глубина океан- моря, Широко раздолье по всей земле. Глубоки омуты Днепровские, Высоки горы Сорочинские, Темны леса Брянские, Черны грязи Смоленские, Быстры-светлы реки русские. предваряют общий тон, не связаны с сюжетом былины Былинные исходы И тут (такому-то имя) славу поют, И вовеки тая слава не минует. 2-3 строчки, в которых обозначается тема тишины, славы – «величание») То старина, а то деянье, Синему морю на утешение А быстрым рекам слава до моря А добрым людям на послушанье

Зачин Из того ли то из города из Мурома, Из того села да с Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец; Во стольном во городе во Киеве у честной вдовы Офимьи Александровны, а был то единый сын Добрынюшка Микитич

Былинные формулы привычного изображения («общие места») Формула течения времени: Еще день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит Снаряжение богатыря в путь: Он скорешенько скочил как на резвы ножки, Кунью шубоньку накинул на одно плечо, Шапочку соболью на одно ушко. В. Васнецов. Богатыри на конях. 1896

Cедлание коня : "Он добра коня заседлывает, на коня накладает потничек, потничек то он кладет шелковенький, а на потничек - подпотничек, на потничек седелышко черкасское, черкасское седелышко недержано, подтягивал двенадцать тугих подпругов, тринадцатый для-ради крепости, чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил, добра молодца в поле не выронил; а стремяночки подкладывал булатные, пряжечки то красна золота, да не для красы-угожества, ради крепости все богатырскоей: шелковы подпруги тянутся - не рвутся, да булат железо гнется – не ломается, пряжечки то красна золота, они мокнут да не ржавеют. И садится на добра коня: видели добра молодца сядучи, да не видели удалого поедучи". Скачка : "Скакал он выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего, с горы на гору перескакивал, реки-озера перескакивал, широки-раздолья промеж ног пущал".

Стрельба из лука: "Вынимал он из налучна тугой лук, из колчана вынимал калену стрелу, и берет он тугой лук в руку левую, калену стрелу во правую, накладывает стрелочку каленую на тетивочку шелковую; натянул он тугой лук за ухо, калену стрелу семи четвертей: заскрипели полосы булатные, и завыли рога у туга лука, спела тетивочка шелковая, полетела стрелочка каленая". Ловкость молодца в чистом поле: "А кидает он палицу булатную под облако под ходячее; Одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает".

Вопросы неизвестному приезжему богатырю: "Ты откудова, удалый добрый молодец, ты коей земли, коей орды, коего отца, матери, как тебя по имени зовут, нарекают по изотчине"? Приезд богатыря: Богатырь "привязывает добра коня у того ли столба точеного, у того кольца золоченого, заходит в палаты белокаменны, крест кладет да по писаному, поклон ведет да по ученому, бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны (такому-то) в особицу".

" Все то на пиру напивалися, все на честном наедалися, все на пиру порасхвастались: иной хвастает городами с пригородами, Рябушкин А.П. Пир богатырей у ласкового князя Владимира иной хвастает золотой казной, иной хвастает добрым конем, разумный хвалится родной матушкой, безумный хвастает молодой женой" Пир у князя Владимира

Основные композиционные приёмы Противопоставление (антитеза) Утроение эпизодов Повторение общих мест Замедление действия (ретардация)

Главный художественный прием - гипербола Основан на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета

Особенности языка Постоянные эпитеты –«матушка святая Русь", –"стольный Киев-град", –«богатырь удалый» –"дорога прямоезжая", –"гусельки яровчаты". Тавтологические повторы –«черным- черно» –«много-множество» Синонимические повторы –«злодей-разбойник» –«драться-ратиться» Параллелизмы Подхват (повтор последних строк предыдущей строки в начале последующей)

Рассказали мы про дела старые. Что Про старые, про бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушались, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская

Домашнее задание С читать С. 22 в 1, 2 устно