Решение задач на моногибридное скрещивание 1 и 2 законы Г. Менделя Презентацию выполнила Учитель МКОУ ШОШ 251 ЗАТО город ФОКИНО Приморского Края Щеколдина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение задач по генетике с использованием 1 и 2 законов Менделя Лекция 8 Julia Kjahrenova 1.
Advertisements

«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМО МУ, И Я НАУЧУСЬ»
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Тема урока: Законы Менделя Учитель биологии Осинцева Т.М.
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
Грегор Мендель «Опыты над растительными гибридами». Т. Морган о босновал хромосомную теорию наследственности.
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Проверка домашнего задания Решите задачу Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получится от скрещивания.
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
Моногибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – это такое скрещивание, при котором исследуется наследование одного признака. По умолчанию подразумевается.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных.
Транксрипт:

Решение задач на моногибридное скрещивание 1 и 2 законы Г. Менделя Презентацию выполнила Учитель МКОУ ШОШ 251 ЗАТО город ФОКИНО Приморского Края Щеколдина М.А.

Задача 1. У арбуза окраска плодов бывает зеленой и полосатой. Гибриды от скрещивания зеленоплодного сорта с полосатоплодным - зеленоплодные. От скрещивания гибридов первого поколения между собой получено 65 растений с зеленой окраской плодов и 21 - с полосатой. Каков характер наследования окраски? Каковы генотипы всех форм, встречающихся в этом скрещивании? Какова доля гомозигот среди растений с зелеными и полосатыми плодами в F2?

Решение: 1. Запишем схему скрещиваний, указав в ней только фенотипы и количество всех форм. а) P зеленый х полосатый F1 зеленые х зеленые F зеленые полосатые

2. Проанализируем схему скрещиваний. Проявление в первом поколении только зеленой окраски свидетельствует о доминировании данного признака и гомозиготности исходных форм. Расщепление в F2 очень близко к 3/4:1/4, что соответствует моногибридному скрещиванию. Незначительные отклонения от ожидаемого соотношения могут быть обусловлены случайными причинами. Таким образом, окраска плодов арбуза определяется одной парой аллельных генов.

3. Запишем генотипы всех форм, обозначив ген зеленой окраски А, ген полосатой - а. Генотип родительской формы из линии с зелеными плодами - АА, с полосатыми - аа. Генотипы гибридов F1 - Аа, гибридов F2 с полосатой окраской плодов – аа, с зеленой – АA и Aa (поскольку определить по фенотипу генотип особи с доминантными признаками нельзя, можно ограничиться записью фенотипического радикала – А_).

4. Определим долю гомозигот среди форм с одинаковыми фенотипами в F2. Все растения с полосатой окраской плодов гомозиготны, т. к. признак полосатой окраски рецессивен и проявляется только в гомозиготном состоянии. Чтобы определить долю гомозигот среди растений с зеленой окраской плодов нужно проанализировать расщепление по генотипу в F2. Для этого необходимо выявить частоты всех возможных комбинаций генов в зиготах. Проще всего это сделать, начертив решетку Пеннета. В верхнюю строку решетки записываются мужские гаметы, в крайний левый столбец - женские. Внутри решетки записываются все возможные комбинации гамет. В

т. В нашем случае запись будет выглядеть следующим образом: А а АА Аа аа

Из решетки Пеннета следует, что доля гомозигот среди растений с зелеными плодами должна составлять 1/3 часть. На основании этого мы можем сказать, что примерно 1/3 из 65 растений с зелеными плодами - гомозиготны. Более точный ответ при настоящем условии38 задачи мы дать не можем, т. к. генетические закономерности носят статистический (вероятностный) характер.

Ответ: наследование по типу полного доминирования. P - АА и аа, F1 - Aa, F2 - 1AA, 2 Aa, 1 аа. Доля гомозигот в F2 у растений, имеющих зеленые плоды, составляет примерно 33%, у растений, имеющих полосатые плоды, - 100%.

Задача 2. Определите вероятность рождения ребенка альбиноса в семье здоровых родителей, если матери обоих супругов страдали альбинизмом. Известно, что альбинизм наследуется как рецессивный аутосомный признак

Решение: 1. Запишем схемы скрещиваний (всего необходимо записать три схемы) или составим генеалогическую схему (этот способ предпочтительнее) и проанализируем ее: Больна Здоров Здорова Здоров Болен

2. Поскольку альбинизм наследуется как рецессивный признак, то он проявляется только у гомозигот по гену альбинизма. Значит, матери обоих супругов гомозиготны по гену альбинизма, который они передают своим детям. Отсюда следует, что каждый из39 супругов гетерозиготен по данному гену (Аа) и образует по два сорта гамет – А и а.

3. Заполним решетку Пеннета: А а АА Аа аа

Анализ решетки показывает, что вероятность рождения ребенка, гомозиготного по гену альбинизма, составляет 25%. По мере решения задачи рядом с символами, обозначающими конкретных особей, следует записывать генотипы этих особей. Ответ: 25 %

Задача 3. При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, при скрещивании черных кур – черным. Все потомство от скрещивания белой и черной куриц – имеет пеструю окраску. Какое оперение будут иметь а) потомки белого петуха и пестрой курицы, б) двух пестрых родителей?

Решение: Ни черные и ни белые куры при скрещивании между собой не дают расщепления, следовательно, они гомозиготны. Т.к. потомство от скрещивания белой и черной куриц имеет промежуточную (пеструю) окраску, то можно предположить явление аллельного исключения (при неполном доминировании гибриды должны иметь равномерно серое оперение). Обозначим генотип черных кур – АА, белых – аа, пестрых – Аа.

Запишем схемы требуемых скрещиваний. 40 а) P Аа х аа пестрая белый F1 1 Аа : 1аа пестрые белые б) P Аа х Аа пестрая пестрый F1 1АА: 2Aa: 1аа черные пестрые белые

Ответ: а) потомки имеют родительские признаки в примерно равном соотношении (анализирующее скрещивание); б) появляются особи, имеющие все три типа окраски, в соотношении: 1 часть черных, 2 части пестрых, 1 часть белых.

Задачи для самостоятельного решения 1. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Каковы вероятности рождения в данной семье детей с нормальным зрением?

2. Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Каким будет потомство от скрещивания между собой гибридов F1? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?

3. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские - голубовато-серый. Коричневая окраска доминирует. Какое потомство получится от скрещивания представителей двух пород? Что получится в результате скрещивания гибридов F1? Какой результат даст скрещивание алеутского отца с его гибридной дочерью?

4. Иммунность к головне у овса доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных иммунных особей с гомозиготными растениями, поражаемыми головней? Что получится от скрещивания между собой таких гибридов? Какой результат даст скрещивание растений F1 с родительской формой, лишенной иммунитета?

5. Желтая морская свинка при скрещивании с белой всегда дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой всегда дает расщепление: 1 часть желтых к 2 кремовым и 1 белой. Почему?

6. При скрещивании горностаевых петуха и курицы получено 46 цыплят. Из них 24 горностаевых, 12 черных и 10 белых. Как наследуется горностаевая окраска? Каких надо брать родителей, чтобы получать только горностаевых цыплят?

7. Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая в общей сложности 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков.

8. Галактоземия (неспособность усваивать молочный сахар) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Развитие болезни можно предупредить специальной диетой. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гомозиготен по гену галактоземии, но развитие у него нарушения обмена веществ предупреждено диетой, а второй гетерозиготен по галактоземии? Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?

9. Мужчина с брахидактилией (короткопалостью), отец, бабушка и прабабушка по материнской линии которого также были носителями данного признака, женится на женщине с нормальными пальцами. Каким геном (доминантным или рецессивным) определяется брахидактилия? Какова вероятность рождения ребенка с брахидактилией в этой семье?

Презентацию выполнила Учитель МКОУ ШОШ 251 ЗАТО город ФОКИНО Приморского Края Щеколдина М.А.