Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дабанская СОШ» Олекминского района РС(Я) Жирохова Валентина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Advertisements

Край ты мой, родимый край… Волгоградская область За все тебя, господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей.
Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы.
Чиста небесная лазурь… Стихи русских поэтов о природе.
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Урок русского языка. 7 класс Тема: «Наречие как часть речи». Учитель Прокопенко Валентина Степановна.
Весенний этюд. Весна. Утро. Прохладно. Всё спит. Тихо. Вдруг первый, стремящийся куда-то выше неба, луч. Первый звук- крик птицы. Опять тихо. Солнце начинает.
Экскурсия для 5-6 классов ОСЕНЬ В КОЛОМЕНСКОМ Экскурсия 5-6 классов ГБОУ СОШ 933.
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Станция литературная Станция Математическая Станция Родная природа Станция Музыкальная Станция Продленного дня Станция Умелые ручки Страна Знаний.
Page 1 Page 2 ПАРУС М. Лермонтов Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?...
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Упражнение 520 с кипящим самоваром; приближающейся ночи; дрожащим голосом; дрожащей рукою; пылающие бревна; Архип, взирающий на пожар.
Урок литературы по теме: «Русские поэты о Родине и родной природе» Автор: Болхова В.Г. Учитель русского языка и литературы, высшая. Оборудование: мобильный.
Выразительно – изобразительные средства языка. Перифраза Занятие элективного курса по русскому языку в 9 классе Савенкова Н. А. Нволыбаевская СОШ.
МБОУ «СОШ 2 г.Калининска Саратовской области». Биоло́гия система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей.
Интегрированный урок литературы и музыки: «Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в музыке С.В. Рахманинова и в живописи И.И. Левитана»
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
А знаете вы, что такое радуга?. Много природных явлений мы можем наблюдать в различные времена года. Например: гроза, молния, ветер, восход, рассвет,
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дабанская СОШ» Олекминского района РС(Я) Жирохова Валентина Александровна

это обороты речи, в которых слова употреблены в переносных значениях для усиления художественной выразительности

Примеры: 1. Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны. (С.Есенин) 2. …Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. (А.Ахматова) 3. Пронизывает глуби все твой беспощадный луч И тянется с земли до хмурых туч. (В.Брюсов) 4. И в глуши задремавшего бора Все звенят и звенят бубенцы. (Н.Рубцов)

Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, выдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. (И.С.Тургенев) Там, по дороге самой торной, На ощупь двигались бы вы. Лишь ветер мокрый, ветер черный Средь черной рыскает травы. (В.Солоухин) Таинственное великолепие Томительный запах Ветер мокрый Ветер черный

Примеры: 1. Темнеет вдали, Приуныл подорожник. (Н.Рубцов) 2. Мне в очи смотрит ночь нагая, Унылая, как темный день. Лишь тучи, низко набегая, Дают ей мертвенную тень. (З.Гиппиус) 3. Свирель поет: взошла звезда, Пастух, гони стада… И под мостом поет вода… (А.Блок)

1. Черные громады грузовых пароходов пробирались сквозь дождь огней, зажмурив глаза, ослепнув от перебегающего огня, и жалобно покрикивали сиренами- просили дать дорогу. (К.Паустовский) 2. Вдруг в стоячем воздухе что- порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П.Чехов)

В основе метафоры может быть любое сходство: по форме, внешнему виду, цвету, действию, восприятию (впечатление, ощущение). Примеры: стальные волны реки, льется сладкая речь, рукав реки, подножие горы, серебро седины, металл в голосе, горячая пора, черное золото; туча птиц, жемчуг инея, арбуз земли, золотые руки,

1.Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей равниной. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И.С.Тургенев ). 2. Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился в даль к озаренному еще горизонту. (В.Короленко) Пожаром зариБрызги вечера

Примеры: 1. Вода блестела, как фольга (К.Паустовский) 2. Мрачный ельник стеной упирается в небо (Ф.Абрамов) 3. Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов) 4. Птица четко, по операциям, словно воздушный лайнер шасси, поджимает под себя сильные лапы. 5. Я больше всех удач и бед За то тебя любил, Что пожелтелый белый свет С тобой – белей белил. (Б.Пастернак)

Прочитайте предложения и найдите сравнения. 1. Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… (В.Брюсов) 2. А неба свод, глубоко-синий,- Как купол, увенчавший храм! (В.Брюсов) 3. Ползут года улиткой склизкой, Знать, умереть придется здесь. (В.Солоухин) 4. Напрасно глазом - как гвоздем, Пронизываю ночь (М.Цветаева) 5. Густая роса, как крупная соль, крыла траву. (Ф.Абрамов)

Примеры: Наши потомки (внуки, дети); царь зверей (лев); автор романа «Война и мир» (Толстой), лесная флейта (иволга), ночное светило, царица ночи (луна), люди в белых халатах (врачи), каменные джунгли (город), черное золото (нефть), город на Неве (Петербург), крыша мира (Памир).

Прочитайте предложения и найдите перифразы. 1.Чудик пристроился в очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы - полная женщина. (В.Шукшин) 2. Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру… (А.С.Пушкин). 3. Все,все напоминало о приближении тоскливой, хмурой осени. И казалось, что роскошные зеленые ковры на берегах, алмазные отражения лучей, прозрачную синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундуки до будущей весны. (А.Чехов)

Примеры: 1. Ведь ты меня забыл, а я помню тебя еще маленького (А.К.Толстой) 2. Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую как дерево руку. (М. Шолохов) 3. Дома новы, а предрассудки стары (А.С.Грибоедов) 4. Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. (К.Паустовский)

Примеры: Вышел я на перрон. Пустынно ( В.Вересаев) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М.Пришвин) С тобой я буду совершенно откровенна. (Л.Толстой)

1. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) 2. Не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья. 3. Но её я любил, Как сорок тысяч братьев Любить не могут! - Гамлет! (М.Цветаева)