Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22.
Advertisements

Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
1 МОУ г.Гатчины «Гатчинская средняя общеобразовательная школа 7 » «Обобщение знаний о признаках глагола как части речи» Цель: обобщить знания о признаках.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Тема урока: глагол как часть речи(обобщение).. План урока l Организационный момент II. Чистописание III.Орфографическая разминка IV.Словарная работа V.
Причастие как особая форма глагола Урок русского языка в 7 классе.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Транксрипт:

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе

1. Трое из одноклассников победили в конкурсе. 2. Отец с сыном пошёл на футбол. 3. Быть образованным престижно. трое победили молодцы! 4. Я взял книгу, которая стояла на первой полке. Что является грамматической основой предложений? трое из одноклассников победили отец с сыном пошёл отец пошёл быть образованным престижно быть престижно стоялакоторая стояла Что мы видим на фотографии?

Запишем предложения Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Подчеркните грамматические основы

Чем отличаются сказуемые в этих предложениях? Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. В каком слове выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого в каждом случае? ГЗ ЛЗ+

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? ГЗ ЛЗ+ 1 слово 2 слова

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Чем отличаются сказуемые второй группы (составные)? ГЗ ЛЗ+

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? ГЗ ЛЗ

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? глагол н.ф. глаг. имя прилаг. глагол

Прочитайте § 18, запишите типы сказуемых

СКАЗУЕМОЕ СОСТАВНОЕГЛАГОЛЬНОЕИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ + Н.Ф. ГЛАГОЛАГЛАГОЛ + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрите примеры Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Выполните морфологический разбор глагола постоянные признаки глагола постоянные признаки глагола непостоянные признаки глагола непостоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола I.Вид II.Спряжение III.Переходность IV.Возвратность Несовершенный вид (что делать? что делает? что будет делать?) Совершенный вид (что сделать? что сделает? что сделал?) Если безударное личное окончание, то ставим в неопределённую форму, ко 2 спряжению относятся: 1.все на –ить (кроме брить и стелить); 2.11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть. Переходные глаголы сочетаются с существительным в В.п. без предлога (прямое дополнение). Показатель возвратности глаголов – суффикс –ся (-сь).

Непостоянные признаки глагола 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) лицо (если есть); 4) число; 5) род (если есть). Изъявительное - обозначают реальное действие, которое происходило (наст. вр.), происходит (прош. вр.) или будет происходить (буд. вр.) на самом деле. Повелительное - обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить. Условное - обозначают действие, возможное при определённом условии (есть частица бы). По временам изменяются глаголы в изъявительном наклонении. 1 лицо2 лицо3 лицо я что делаю? мы что делаем? ты что делаешь? вы что делаете? он что делает? они что делают? Единственное или множественное. В прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении.

Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Чем выражается сказуемое в данных предложениях? ИН, наст. вр. ИН, прош. вр. ИН, буд. вр. ПН УН

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим ПодлежащееСказуемое Примеры Мало, много, большинство, множество + сущ.в Р.п. Сказуемое обычно в ед.ч., мн.ч. допускается, если подлежащее – название живых существ. Два, три, четыре и т.д. + сущ. в Р.п. Сказуемое обычно во множественном числе. Около, всего, только, лишь перед подлежащим, выраженным числ. + сущ. в Р.п. Сказуемое в единственном числе. Двое, трое, четверо, пятеро Сказуемое во множественном числе. Множество звуков вливается (ед.ч.) в ночной птичий хор. Большинство ребят согласилось (ед.ч.) со мной. Большинство ребят хорошо отвечали (мн.ч.) на экзамене. Какие-то три солдата стояли (мн.ч.) рядом у самого спуска и молчали. Около пятнадцати учеников получило (ед. ч.) пятёрки. Трое поднимались (мн. ч.) по лестнице.

Физминутка

НЕ слитно НЕ раздельно (не)пришёл (не)высокий (не)доумевал (не)высокий, а низкий (не)крашеный пол(не)дописанное письмо письмо (не)дописано (не)правда (не)правда, а ложь (не)широкая, но глубокая река ничуть (не)интересно (не)закрывая учебник (не)закрытая учеником тетрадь (не)кому не(от)кого

СлитноРаздельно 1. Без НЕ не употребляется.1. С числительными, союзами, частицами, предлогами. 2. В глаголах и деепричастиях с приставкой НЕДО-. 2. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 3. С существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е, если можно заменить синонимом без НЕ. 3. С сущ., прилаг., нареч., если есть противопоставление с союзом А, слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ЕДВА ЛИ, ОТНЮДЬ и т.д. 4. С полными причастиями, если нет противопоставлений и зависимых слов. 4. С полными причастиями, если есть противопоставление и зависимые слова 5. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях. 5. В отрицательных местоимениях с предлогом.

Тренировочные упражнения

КУТЮРЬЕ КУТЮРЬЕ, неизм.; м. [франц. couturier - портной] Специалист (обычно высококвалифицированный и авторитетный), разрабатывающий авторские модели одежды, определяющий стиль в моде. Словарная работа

ШОУ, неизм.; ср. [англ. show - зрелище, показ]. 1. Зрелище, представление. Эстрадно- развлекательное шоу. Традиционное шоу. Участники праздничного шоу. Телевизионное шоу. 2. Неодобр. О чём-л., рассчитанном на дешёвый внешний эффект, на восторженную реакцию широкой публики. Политическое шоу. Предвыборное шоу. Словарная работа

Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого. Какое сказуемое относится к другому типу? Почему? Проверим Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать. Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен. Артём взял быка за рога и победил в этом матче. Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу (И.А. Крылов) Мой брат учится в педагогическом университете, я тоже собираюсь туда поступать. ИН,наст.вр. ИН,пр.вр.ИН,буд.вр. фразеологизмИН,пр.вр. фразеологизмИН,пр.вр. междометиеИН,наст.вр. составное глагольное сказуемое

Домашнее задание § 18,19. Упражнение 101 или 102 (на выбор учащихся)

Итоги урока

Итоговые вопросы 1.С какими типами сказуемых вы сегодня познакомились? 2.Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые?

СКАЗУЕМОЕ СОСТАВНОЕГЛАГОЛЬНОЕИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ + Н.Ф. ГЛАГОЛАГЛАГОЛ + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое составное именное сказуемое Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов: узнал, запомнил, заинтересовался, не понял… начал разбираться, смог усвоить, должен был понять… было интересно, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным …