1 Организация работы учащихся с текстом учебника для освоения нового ФГОС Составитель презентации: Прасковина И.А. учитель физики МБОУ « СОШ 14» г.Рязани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С САЙТА УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ) РАБОТА С КНИГОЙ Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.
Advertisements

Работа с книгой Составители : Сащенко С.А. учитель физики Тимашкова Е.П. учитель ИЗО Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ. Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок Традиционный урок 1.Проверка.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ. Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок Традиционный урок учеников.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Особенности организации обучения в рамках требований, предъявляемых стандартами второго поколения.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Как будут учиться наши дети? «Не так, как учились мы!» Образовательная система «Перспектива»
С чем мы вступаем в этот учебный год?. 2 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Транксрипт:

1 Организация работы учащихся с текстом учебника для освоения нового ФГОС Составитель презентации: Прасковина И.А. учитель физики МБОУ « СОШ 14» г.Рязани. Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон

2 ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)

3 3 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

4 КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

5 Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Что о цели говорят родители?

6 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

7 7 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми. Учебники Подача матери- ала

8 8 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.) Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

9 9 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

10 Традиционный урок 1. Нахождение ответа на вопросы, приведенные в конце параграфа. 2. Повторение формулировок законов, определений, формул. 3. Чтение текста учебника после обсуждения какого- либо вопроса. 4. Нахождение ответа в тексте на поставленный учителем вопрос. 5.Анализ схемы, рисунка, диаграммы, работа с таблицами Проблемно- диалогический урок По ходу чтения ученики сами ставят вопросы по тексту : О чем говорится? Что об этом говорят? Почему это происходит? Что из этого получится? Зачем это делается? Что уже об этом известно? Что общего с тем, что я уже знаю? Где, когда и как это применяется? Составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; Наиболее часто применяемые виды работы с текстом учебника.

11 Традиционный урок 6. Пересказ прочитанного. 7. Чтение текста параграфа для составления плана. 8. Выделение сведений исторического характера. Проблемно- диалогический урок 6.Самопроверка 7.Коментированное чтение текста. Сравнение текстов параграфов учебников различных авторов. 8.Сравнение исторических сведений в энциклопедических словарях. Наиболее часто применяемые виды работы с текстом учебника.

12 Сложные задания к тексту учебника Написание опорного конспекта. Составление по тексту параграфа: задач, схем, таблиц, диаграмм, графиков. Написание рецензии к материалу параграфа Составление воображаемого интервью с автором текста. Создание рекламного текста, плаката, презентации по прочитанному тексту.

13 Наиболее любимые детьми задания Чтение параграфа учебника и составление к нему иллюстраций. Нахождение в тексте параграфа того, о чем не говорил учитель. Чтение текста и постановка опыта по описанию, приведенному в учебнике. Чтение текста параграфа и нахождение ошибок в данном опорном конспекте(специально написанный с ошибками).

14 Игровые приемы в работе с учебным текстом 1.Вопрос-ответ. 2. Шпаргалка. 3. Дотошный ученик. 4.Части текста (по ролям). 5.Коллективный рассказ. 6.Очевидное-невероятное.

15 – ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – главное средство развития умений. Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис.) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что,.. потому что, во-первых,.. во- вторых… и т.д.» Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

16 Как работать с параграфом учебника 1. Прочитайте весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации. 2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи. 3. Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания. 4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради. 5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, кинофильмах. 6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее. 7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя обратись к словарю, энциклопедии. 8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него. 9. Подготовь ответы на вопросы и задания, помещённые в конце параграфа.

17 Условия организации работы с учебником на уроке работа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы; работа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы; при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее конспектируя, составлять план прочитанного; при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее конспектируя, составлять план прочитанного; широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков; широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков; целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в конце параграфов. Составлять план прочитанного с помощью системы вопросов, ответы на которые являются смысловыми опорными пунктами в анализируемом тексте; целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в конце параграфов. Составлять план прочитанного с помощью системы вопросов, ответы на которые являются смысловыми опорными пунктами в анализируемом тексте; действиями учеников надо управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа и т. д действиями учеников надо управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа и т. д

18 Работа с учебником Репродуктивно- поисковый Комментированное чтение Заполнение таблиц Работа с терминами Составление схем Опорные конспекты Составление планов Ответы на вопросы Сравнительно -аналитический Таблицы и схемы Анализ рисунков Творческий Вопросы к прочитанному Тексты с ошибками Тексты с пропущенными словами Тесты Кроссворды Рассказ по заданным словам

19 Преимущество работы с книгой Возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией Получение возможности свободно читать и понимать прочитанное Возможности понять, сравнить, запомнить, синтезировать и т.д. Развитие памяти, воспроизведение по памяти, формирование навыков самоконтроля Приобретение учебно-научных умений

20

21 универсальные учебные действия Средние классы Формирование сознательного сосредоточенного чтения Формирование навыков воспроизведения прочитанного содержания, его осмысления Формирование улавливать смысл и идеи прочитанного Умение выделять главное, ставить вопросы и находить разные варианты ответов Умение формировать свое отношение к прочитанному

22 Старшие классы Умение собирать материал по изученному вопросу и сопоставлять с имеющимся Формирование свободной, доведенной до совершенства работа с книгой на уроке Овладение самостоятельной работой с книгой дома и в библиотеке Умение составлять план пройденного, конспектировать главные мысли Умение выявлять сущность вопроса и проблемы подлежащей изучению

23 Использован материал. Сайт: ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) Сащенко С.А « Работа с книгой» учитель физики МОУ СОШ 19 города Белово Сащенко С.А « Работа с книгой» учитель физики МОУ СОШ 19 города Белово Русина Г.С. «Учим работать с книгой от А до …» учитель физики Ромненской школы. Русина Г.С. «Учим работать с книгой от А до …» учитель физики Ромненской школы. Хозяшева Раиса Валентиновна, учитель статья «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат» Хозяшева Раиса Валентиновна, учитель статья «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат»