Теоретические основы специальной педагогики Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Advertisements

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
ФЕДОРОВА Ч.П. ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА Коррекционная педагогика.
ОГОУ СПО «КУЙБЫШЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» «Основные понятия коррекционной педагогики» Преподаватель: Машарова О.Г. Аннотация.
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о нормальном и отклоняющемся развитии человека, как субъекте психической деятельности, о закономерностях.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Подходы к разработке программы коррекционной работы ( Основная образовательная программа начального общего образования ) © Е.В. Коточигова © ГОАУ ЯО ИРО.
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
L/O/G/O Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики. Их краткая характеристика. Выполнила: Селякина Марина Алексеевна, учитель.
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Транксрипт:

Теоретические основы специальной педагогики Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии

ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ВЕТВЕЙ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО (ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО. НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ ПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ (SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Тифлопсихология (психология слепых) Логопсихология (психология детей с нарушениями речи) Психология детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Психология детей с нарушениями эмоциональ- но-волевой сферы Олигофренопсихология (психология умственно отсталых) Сурдопсихология (психология глухих)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ За рубежом Вопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в развитии выдвигали выдающиеся врачи и педагоги: Ф.Пинель, Ж.-Э.-Д.-Эскироль, И.Песталоцци, Ж.Итар, Э.Сеген, О.Декроли и др. В России Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов – врачей-психиатров, педагогов, общественных деятелей – в трех направлениях: 1)Организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е.Грачева); 2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей (И.В.Маляревский); 3) создание вспомогательных классов при обычных школах, а затем самостоятельных вспомогательных школ, подведомственных городским управлениям (М.П.Постовский)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Л.С.Выготский ( ) – выдающийся экспериментатор, исследователь, организатор народного образования. В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических функций» (1931) Л.С.Выготский ставит и решает общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и историчес- кого, природного и культурного. Большое внимание ученый уделял внимание проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции и т.д. Основываясь на данных своих исследований, Л.С.Выготский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у умственно отсталого ребенка.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Огромная эрудиция в различных областях знания, блестящий талант экспериментатора и теоретика привлекли к Л.С.Выготскому молодых ученых – впоследствии ведущих отечественных психологов – А.Н.Леонтьева, Л.И.Божовича, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и др. Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев А.Р.Лурия

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЛОГОПЕДИЯ (ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) ТИФЛОПЕДАГОГИКА (НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ) ОЛИГОФРЕНО- ПЕДАГОГИКА ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ СУРДОПЕДАГОГИКА (ГЛУХИЕ, СЛАБОСЛЫШАЩИЕ) ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС- ТЯМИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, КОМПЕНСАЦИОН- НЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВА- НИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕС- КИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕ- НИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ. ЦЕЛЬ:ДОСТИЖЕНИЕРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ (ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ) ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК И СПОСОБОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЙ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕГРИРОВАННОГООБУЧЕНИЯ ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА В СРАВНЕНИИ С НОРАМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ РЕБЕНКОМ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ИНВАЛИД лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо с особыми образовательными потребностями лат. sorrektio) - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление) - восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных. Компенсация (лат. comрensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Абилитация Абилитация (лат. habilis - быть способным к чему-либо) – первичное формирование пострадавшей функции. Употребляется применительно к детям раннего возраста. Коррекция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфичес­кие действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения). Коррекция Может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Межанализа- торные связи Внутрианализа- торные связи Компенсация Сохранные анализаторы Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека Например, при обучении слепоглухонемых привлекается сохранный анализатор – осязательный.

Медицинская лечение недостатков, ликвидация последнего дефекта Социальная включение ребенка в социальную среду Психологическая снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов Педагогическая восстановление утраченных учебных умений, навыков, формирование личностных качеств ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Реабилитация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Абилитация Термин употребляется применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первичном ее формировании.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИДефект Депривация Девиация Декомпенсация (лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. (лат. deprivatio - лишение) - состояние, развивающееся вследствие ограничения или полной блокировки важных психологических потребностей ребенка (лат. deviatio – сбиваться с пути) – отклонение от нормального положения, строения. разрушение компенсаторных механизмов больного человека

Аномальное развитие Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития. Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Дефект (лат.defectus – недостаток) Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения: 100% 50% АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ, Т.К. СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Детей и подростков школьного возраста обучаются в системе специального образования т.е. 4,5% детской популяции нуждаются в специальном образовании статуса инвалида не имеют, но имеют ограниченные возможности здоровья имеют статус инвалида имеет ограниченные возможности возможности здоровья и здоровья и жизнедеятельности жизнедеятельности Более 500 тыс 1.7 млн детей России 7 млн 7 млн 8 млн 15 млн 15 млн человек населения России

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М Дефектологический словарь [Текст]. – М., Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.

Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.