ОСТРОВ СОКРОВИЩ старт домой Задание 1 Что изучает морфология? На какие три группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель Кошелева Евдокия Павловна Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфология» п. Кушмангорт, 2012 МАОУ «ЧВСОШ» Кушмангортский УКП.
Advertisements

Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Наречие как часть речи Русский язык, 7 класс Учитель Азметова Елена Сергеевна, МОУ «СОШ 54»
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева.
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали.
Слово Ох и слово Ах Заблудились в трёх соснах. И сказало Ох со вздохом: – Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово Ах: – Ах, как страшно в трёх соснах!
Слова в русском языке делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия,
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Морфология. Самостоятельные части речи.. Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию. Учитель русского языка и литературы Пасичник Валентина Михайловна.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Повторение и закрепление.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГВ(с)ОУ «РЦО» (г. Сыктывкар)
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
Части речи Алматаев К. АД-21. Введение Часть речи категория слов языка, определяемая морфологическими и синтакси ческими признаками. В языках мира прежде.
Урок русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
Транксрипт:

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

старт домой

Задание 1 Что изучает морфология? На какие три группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? Морфология (от греч. morphe форма, logos учение) это раздел науки о языке, рассматривающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

самостоятельныеслужебные МЕЖДОМЕТИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОГ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СОЮЗ ЗВУКОПОДРА- ЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА НАРЕЧИЕ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? обозначает число, количество предметов, порядок при счёте, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? указывает на предмет, признак, количество, не называя их. КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? обозначает действие предмета, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос КАКОЙ? обозначает признак действия, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? обозначает признак действия или другого признака, отвечает на вопросы КАК? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ГДЕ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и в предложении В, НА, ЗА, ОКОЛО, В ТЕЧЕНИЕ обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте И, ИЛИ, НО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний, предложений, а также служит для создания форм слов ТОЛЬКО, ПУСТЬ, БЫ, НЕ, НИ выражает различные чувства и побуждения, но не называет их АХ, ОХ, ЭЙ, БАТЮШКИ, КАРАУЛ особая группа слов, передающих различные звуки, издаваемые человеком и животными, а также звуки, которые существуют в живой и неживой природе ГАВ-ГАВ, МЯУ-МЯУ, КАП-КАП

Задание 3 «Найди лишнее слово» 1) Пятёрка, второй, солнце 2) Туча, рисовать, через, ярко 3) Зелёный, зеленеющий, синий

Задание 4 Запишите предложение под диктовку, укажите части речи, выполните синтаксический разбор. с. сущ. глаг. н.ф. глаг. нареч. с. мест. пр. ч. пр.причастие причастный оборот синтаксич. неделимое сочет.

Задание 5 Выпишите из данных предложений все одушевлённые существительные. 1) Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца. (А.С. Пушкин) 2) Плюшевый мишка – любимая игрушка многих ребят. 3) Ферзь – самая сильная шахматная фигура. Ответ: тятя, мертвец, мишка, ребята, ферзь. Кроме лексического признака одушевлённости, есть грамматический признак одушевлённых существительных Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. Проверим: нет мертвецов, мишек, ферзей вижу мертвецов, мишек, ферзей

Задание 6 «Найди лишнее» 1) выглянуть, помахать, рисовать, написать; 2) собранный, решённый, прибывший, сшитый; 3) каменный, красивый, вчерашний, шерстяной.

Задание 7 Расскажите о правописании букв О-Е-Ё в разных частях речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Волч..нок, стереж..т, шприц..м, сгущ..нка, копч..ный, еж..вый, свеж.., шапч..нка. Проверим. Волчонок, стережёт, шприцем, сгущёнка, копчёный, ежовый, свежо, шапчонка. сущ. глаголобр. от прич. обр. от глаг. нареч.прилаг.

Задание 8 Расскажите о правописании Ь после шипящих в разных частях речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Стриж.., мелоч.., горяч.., испеч.., горячая печ.., настеж.., несколько задач.., невтерпёж.., могуч.., мыш.., слышиш... Проверим. Стриж, мелочь, горяч, испечь, горячая печь, настежь, несколько задач, невтерпёж, могуч, мышь, слышишь. глагол сущ.3 скл. сущ.2 скл. сущ.1 скл. кр.прил. исключениенаречиекр. прил.

Задание 9 Расскажите о правописании НЕ с различными частями речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. (Не)чего; (не)подумал; (не)слабый, а сильный; (не)годуя; (не)сделан; вовсе (не)скучный; (не)увядшие, а свежие; (не)приятель. Проверим. Нечего; не подумал; не слабый, а сильный; негодуя; не сделан; вовсе не скучный; ещё не увядшие; неприятель. отр. мест.глагол без не- не употр. кр. прич. = враг

Задание 10 Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Ветре..ый, урага..ый, асфальтирова..ый, затеря..ый, гуси..ый, исти..ый, стра..о, краше..ый (пол), краше..ый (краской), шерстя..ой, весе..ий. Проверим. Ветреный, ураганный, асфальтированный, затерянный, гусиный, истинный, странно, крашеный пол, крашенный вчера, шерстяной, весенний. отглаг. прил. от странный искл.

Задание 11 предлоги союзы

Задание 12 Определите часть речи слова ЧТО. а) Я спросил друга, что он хотел мне сообщить. б) Что за прелесть эти сказки! в) Мы решили, что в выходные пойдём в лес. относит. мест. модальн. част. союз

Начать тестирование

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 4) в посёлк.., в город.., в деревн.. 3) о повест.., о роман.., о поэм.. 2) в блокнот.., в тетрад.., в альбом.. 1) на площад.., на улиц.., на бульвар.. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 2) на подтаявш..м снег.., в окружающ..м мир.. 4) в Древн..м Рим.., о Древн..й Греци.. 3) в открывш..мся санатори.., на дальн..м озер.. 1) в вечерн..м воздух.., на цветущ..й сирен.. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? 3) молодёж.., вскач.., грустиш.. 4) рож.., отреж.., уж.. 2) глуш.., дремуч.., плющ.. 1) из-за туч.., стрич.., настеж.. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

4. В каком ряду на месте пропуска пишется Ь? 2) С грамотой вскач.., без грамоты хоть плач… 4) В поле пшеница годом родит..ся, а добрый человек всегда пригодит..ся. 3) Лихо помнит..ся, а добро век не забудет..ся. 1) Скоро сказка сказывает..ся, да не скоро дело делает..ся. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

5. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О? 3) сильный ож..г, крыж..вник, трущ..ба 4) грач..м, ноч..вка, деш..вый 2) ч..рный, ч..порный, парч..вый 1) ш..пот, медвеж..нок, врач..м Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

6. В каком предложении НЕ пишется слитно? 1) (Не)смотря на усталость, мы продолжали путь. 4) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга. 2) Он, (не)выдержав, быстро вышел из комнаты. 3) Старик шёл по улице, (не)смотря по сторонам. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 3) (литературно)художественный, (юго)западный, (англо)русский 4) (по)проще, (пол)лимона, (светло)волосый 2) буд(то), (пол)арбуза, (древне)русский 1) (железно)дорожный, (пол)года, (кое)кто Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

8. В каком ряду все слова с НН? 1) каме..ый, решё..ная, стекля..ый 4) оловя..ый, шерстя..ой, бесце..ый 2) вяза..ый, изране..ый, кухо..ый 3) деревя..ый, сдела..о, безветре..ый Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

9. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? 2) стро..щийся дом, кле..т обои 4) стел..щий постель, брод..т по лесу 3) вер..щий в победу, бре..т бороду 1) та..щий снег, кол..т дрова Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 4) (И)так, что(бы) много знать, нужно много читать. 3) Что(бы) ты ни сделал в жизни, это будет незначительно, но очень важно, что(бы) ты это сделал. 2) Негромкий звук выстрела одиноко и тоскливо прокатился эхом по лесу и иссяк где(то) (в)дали. 1) Что(то) (в)роде ветерка, похожего на легкий вздох, пронеслось по лесу. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

Результат «5» – 10 правильных ответов «4» – 8 – 9 правильных ответов «3» – 5 – 7 правильных ответов

Домашнее задание Отличные знания – это самые настоящие сокровища, которые открывают вам широкую дорогу в мир. Помните это, ребята. Составить тест по морфологии или выполнить упражнение 248.

Интернет-ресурсы - изображение игрового поля – книга Стивенсона «Остров сокровищ» фон для 29 слайда карта клада сундуки media.kz/images/product_images/popup_images/1698_0.j pg - фон для 28 слайда media.kz/images/product_images/popup_images/1698_0.j pg