Обобщающий урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ 2 Чурсина Л.Н. Египетские пирамиды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы 2 Новосибирской области.
Advertisements

Обобщающий урок русского языка в 11 классе. Морфемы (части слова) Определения Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Урок - исследование « Словообразование. Состав слова. Орфография ». ( Повторение )
Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография.
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование»
МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана.
БУКВА Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Карпова Наталия Александровна, учитель русского языка МОУ Жердевской ООШ 5 класс.
Тема: Способы образования слов Словообразование- раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. Цель урока: 1.Познакомиться с основными способами.
Учебный тренажёр по разделу «Морфемика и словообразование» 5 класс Полякова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 г.Суздаля»
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Словообразование и орфография подготовила: ученица 6 «А» класса Бобылева Екатерина.
Транксрипт:

Обобщающий урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ 2 Чурсина Л.Н. Египетские пирамиды

Спасибо за помощь! Спасибо за помощь! Пора домой. Пора домой. Спасибо за помощь! Спасибо за помощь! Пора домой. Пора домой.

Что такое морфемика? Что такое корень?Что такое приставка?Что такое суффикс?Что такое постфикс? Образует ли окончание новые слова? Для чего оно служит? Что такое основа? Расскажите о классификации способов словообразования. Перечислите предмет изучения, основные понятия и средства словообразования. Какие виды сложения вы знаете? Найдите лишнее слово. Бригадирский, гигантский, вахтёрский.

Морфемы (части слова) Определения Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Приставка (префикс) это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова, для связи слов в словосочетании и предложении. Основа – часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение данного слова. Морфемика (от греч. morphe форма) раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов.

морфологическиенеморфологические 1. суффиксальный 1. морфолого- синтаксический (переход из одной части речи в другую) 2. приставочный 3. приставочно-суффиксальный 2. лексико-синтаксический (сращение) 4. бессуффиксный 5. сложение: слов с помощью соединительных гласных 3. лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы) частей слов первых букв первых звуков осень осенний сила силач бежать прибежать высокий невысокий окно подоконник море приморский высокий высь выходить выход заведующий учебной частью завуч специальный корреспондент спецкор диван, кровать диван-кровать кафе, мороженоекафе-мороженое Московский государственный университет МГУ Автоматическая телефонная станцияАТС высшее учебное заведение вуз Московский художественный академический театрМХАТ мороженое (прил.) мясо шоколадное мороженое (сущ.) лёжа (дееприч.) на песке читать лёжа (нареч.) лес, степь лесостепь железная дорога железнодорожный вечно зеленый вечнозелёный быстрорастворимый быстро растворимый Титан 1 – гигант, вступивший в борьбу с врагами Титан 2 – большой кипятильник для воды Титан 3 – серебристо-белый металл

Упражнение 237 (вставьте пропущенные буквы, выполните морфемный разбор слов). Сд..ваться, выд..лка, д..алектный, разъед..нили, присоед..нённый, раскле..т, лес..парковый, сначал.., снов.., прит..рмозишь.

Сдаваться, выделка, диалектный, разъединили, присоединённый, расклеит, лесопарковый, сначала, снова, притормозишь.

Распределите слова на 2 группы: формы слова и однокоренные слова. Брат – братья, мандарин – мандариновый, охота – охотник, думать – думал, я меня, зависть – завистливый, принц – принцесса, класть положить, ученик – ученики, степь – степной, город – пригород. формы словаоднокоренные слова брат – братья думать – думал ученик – ученики я меня класть положить мандарин – мандариновый охота – охотник зависть – завистливый принц – принцесса степь – степной город – пригород «Третий лишний» 1.Черника, брусника, голубика. 2.Кладовщик, паромщик, ростовщик. 3.Говядина, свинина, баранина. 4.Лесопосадочный, самоварный, пароходный. сложение + суффиксациясуффиксальный Заполните пустые клетки. Назовите способ образования слов во 2 и 3 столбиках. водаводный? ??мучнистый мукамучной водянистый суффиксальный

Определите, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите, выполните морфемный и словообразовательный разбор записанных слов. 1. Купаться, покупка, купальщик, купание. 2. Упасть, пастбище, пастух, пасти. 3. Упрямство, упрямый, упрямиться. 4. Славный, славить, слава, прославлять. 5. Долг, должник, долго, одолжить. 6. Водяной, вода, водосток, подводник. 7. Гористый, горный, горевать, гора. морфемный 1. покупка 2. упасть 3. долго 4. горевать словообразовательный покупка купить упасть падать долго долгий горевать горе приставочно-суффиксальный приставочный суффиксальный

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Свар..ик, сгущ..нка, выкраше..ый, пр..забавный, копч..ный, ключ..м, пр..творить (дверь), пр..бывать ( в школе), пр..интересный, пр..морский, стереж..т, укр..пить, заг..релый, расст..лить, сестриц..н, конституц..я, бе..крайний, под..ехать, нат..рать, с..ёмка, под..скать, зам..рать, р..стение, ра..ст..лать, (..)делать. Проверка. Сварщик, сгущёнка, выкрашенный, презабавный, копчёный, ключом, притворить (дверь), пребывать ( в школе), преинтересный, приморский, стережёт, укрепить, загорелый, застелить, сестрицын, конституция, бескрайний, подъехать, натирать, съёмка, подыскать, замирать, растение, расстилать, сделать.

Начать тестирование

1. Укажите пары слов, в которых омонимичные окончания. 4) дочь – стеречь 2) стремление – хождение 3) окно – зерно 1) твоего – прежнего Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

2.Слова какого ряда не имеют окончания? 1) думая, ниже, такси 4) колибри, легко, пламя 3) трюмо, хорошо (прилаг.), больше 2) пальто, сидя, окно Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

3. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания? 2) шкафчик 4) вязаный 3) пароходный 1) думая Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

4. В каком ряду все слова однокоренные? 1) окружать, круг, окружение 4) сдать, дарить, давить 3) водитель, вода, привод 2) гореть, гора, горка Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

5. Укажите слово, образованное приставочным способом. 1) кое-кто 4) бесконечный 3) пригородный 2) вход Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

6. Каким способом образовано слово «учащиеся» в предложении «Все учащиеся нашего класса старательно готовятся в экзамену»? 2) переход из одной части речи в другую 4) приставочно-суффиксальный 3) приставочный 1) суффиксальный Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

7. Укажите, где нужно писать Ё. 3) стереж..т, ноч..вка, ч..рствый 4) ключ..м, ж..лтый, ш..пот 2) копч..ный, капюш..н, ж..лудь 1) свеж.., ч..рный, деш..вый Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

8. Укажите, где нужно писать букву Ы. 4) без..дейный, раз..скивать, от..грать 2) по..скать, пред..стория, сверх..нтересный 3) нац..я, ц..кнуть, панц..рь 1) ц..ган, ц..рк, ц..ркуль Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

9. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква? 3) зам..рать, бл..стать, прот..рать 4) проб..раться, заст..лить, зам..реть 2) прил..гать, выг..реть, изл..жение 1) з..ря, прик..снуться, заг..рать Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 3) ни..вергнуть, бе..донный, ра..гадать 4) и..сякнуть, ра..сказать, и..жарить 2) бе..молвный, бе..крайний, бе..чувственный 1) ра..чёт, бе..брежный, и..чезать Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

Результат «5» – 10 правильных ответов «4» – 8 – 9 правильных ответов «3» – 5 – 7 правильных ответов

Итоги урока Какие понятия, связанные с морфемикой и словообразованием, вызывают у вас наибольшее затруднение? Как эти разделы лингвистики связаны с орфографией?

Домашнее задание Упражнение 241. До новых встреч!

Интернет-ресурсы - изображение изображение изображение изображение египетские пирамиды внутри пирамиды египетский фараон t13_wallpaper.jpg - для первого слайда t13_wallpaper.jpg - книга

Интернет-ресурсы pg – микросхема pg - логотип «Гигабайт» jpg - магазин «Гигант» 0.jpg /Barbosy_- _podborka_foto_ac1df8706bae9244dc0bd7a5040.jpg - большая собака /Barbosy_- _podborka_foto_ac1df8706bae9244dc0bd7a5040.jpg 12/ _cf4c518c1dde1.jpg - маленькая собака 12/ _cf4c518c1dde1.jpg - фон 1