Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Advertisements

Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Филологический анализ текста Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Транксрипт:

Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Задача – научить воспринимать текст как знаковую систему произведения, как систему образов, Задача – научить воспринимать текст как знаковую систему произведения, как систему образов, - научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста, - научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста, - развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста. - развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста.

ЯКМ автора ЯКМ читателя Текст Общий фрагмент

Принципы и приёмы анализа литературного произведения Принципы и приёмы анализа литературного произведения Содержание: Содержание: 1. Тема. 1. Тема. а) Конкретно-истори- ческие. а) Конкретно-истори- ческие. б) Вечные. б) Вечные. 2. Проблематика. 2. Проблематика. а) Мифологическая. а) Мифологическая. б) Социокультурная. б) Социокультурная. в) Национальная. в) Национальная. г) Романная. г) Романная. д) Философская. д) Философская. 3. Идея. 3. Идея. Формы: Формы: 1. Поэтика названия. 1. Поэтика названия. а) Прямой. а) Прямой. б) Переносный смысл. б) Переносный смысл. 2. Композиция: 2. Композиция: линейная или последовательная. линейная или последовательная. обратная. обратная. рамочная. рамочная. ретроспективная. ретроспективная. вершинная. вершинная. зеркальная. зеркальная. кольцевая. кольцевая. челночная. челночная. 3. Конфликт: 3. Конфликт: семейный, семейный, любовный, любовный, философский, философский, социально-политический, социально-политический, бытовой, бытовой, нравственный. нравственный.

4. Система персонажей: главные, главные, второстепенные, второстепенные, внесценические или эпизодические. внесценические или эпизодические. 5. Время и пространство. (Хронотоп) Основные свойства хронотопа: Основные свойства хронотопа: -условность. -условность. -дискретность. -дискретность. -фрагментарность. -фрагментарность. -интенсивность. -интенсивность. Виды пространства: Виды пространства: -открытое и замкнутое. -открытое и замкнутое. -конкретное и абстрактное. -конкретное и абстрактное. Время: Время: -реальное и ирреальное. -реальное и ирреальное. -бытовое и бытийное. -бытовое и бытийное. -динамичное и статичное. -динамичное и статичное. -событийное и бессобытийное. -событийное и бессобытийное. -время года, суток. -время года, суток. 6. Предметный мир. 6. Предметный мир. а) Портрет: а) Портрет: -описание -описание -сравнение -сравнение -впечатление -впечатление б) Пейзаж: б) Пейзаж: -фон -фон -психологическое отражение -психологическое отражение -один из персонажей -один из персонажей в) Интерьер в) Интерьер 7. Речевая характеристика. 7. Речевая характеристика. 8. Специфика рода и жанра. 8. Специфика рода и жанра. 9. Средства художественной выразительности. 9. Средства художественной выразительности.

Анализ лирического текста Анализ лирического текста 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта, художественный метод. 3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура). 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение. 7. Композиция. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность, стихия. 9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия. 11.Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы. 12. Столкновение или соединение различных уровней сознания. 13. Позиция автора (восторг, негодования, элегическая грусть) и переда- ча его переживаний. 14. Музыка стихотворения. 15. Ритм, размер. 16. Рифмовка, характер рифм. 17. Лексика. 18.Поэтический синтаксис. 19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 21. Отзывы критиков о стихотворение. 22.Звучание стихотворения в наши дни.

ТУЧКА УТЕС золотая (божественный цвет, небесный) великан умчалась по лазури влажный след в морщине весело играя одиноко он стоит задумался глубоко тихонько плачет в пустыне Изображаем картину, которую увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек) тучка (небесный мир, духовный) утес (земной мир, человек материальный)

Сияет солнце, воды блещут, Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Купаясь в небе голубом. «Почему так..., а не...?» «Почему так..., а не...?» «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека?

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ ПЛАН РЕЦЕНЗИИ 1. Вступление: Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала); Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала); Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи- щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.); Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи- щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.); Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те- мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста); Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те- мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста); Сведения об авторе, если известен автор. Сведения об авторе, если известен автор. Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения). Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения). 2. Основная часть – анализ содержания: 2. Основная часть – анализ содержания: Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы- вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте- ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.) Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы- вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте- ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.) Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения; Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения; 2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси- мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия; 2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси- мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия; 3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности; 3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;

Анализ формы текста: Анализ формы текста: а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.); а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.); б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина- мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос- феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима- ние и т.д.); б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина- мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос- феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима- ние и т.д.); в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте. в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте. 3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замы- сел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.

Результат работы: овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком- позицию произведения и сюжет, через совокуп- ность художественных средств выйти на понима- ние позиций, идей автора; овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком- позицию произведения и сюжет, через совокуп- ность художественных средств выйти на понима- ние позиций, идей автора; творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях; творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях; высокие результаты итоговой аттестации; высокие результаты итоговой аттестации; высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе. высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе.

Качество знаний по литературе

Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья. Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин