19.02.2014 Домашнее задание §34 читать, ответить на вопросы; изучить материал презентации; найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Advertisements

Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Фёдором Никитичем Романовым – он был племянником.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII век. ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Как развивались украинские земли в составе Речи Посполитой ? Чем были недовольны.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Выполнил: Папшев Алексей Ученик 7 класса школы 8 Руководитель: ПрохороваЛ.А. Учитель истории МСУВУ 8 г. Переславль-Залесский.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Меню План урока 1. Церковь после Смуты. 2. Церковная реформа. 3. Борьба светской и цер- ковной власти. 4. Церковный собор гг. 5. Протопоп Аввакум.
Патриарх Московский Филарет ( октября 1633).
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Власть и церковь. Церковный раскол. Домашнее задание: Параграф 7;4 вопрос письменно Понятия выучить.
Транксрипт:

Домашнее задание §34 читать, ответить на вопросы; изучить материал презентации; найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.

«Священство» и «царство» Урок 37.

План урока 1. Патриарх Филарет; 2. Церковная реформа; 3. Никон и Аввакум; 4. Падение Никона. Преследования раскольников; 5. Соловецкое восстание.

Патриарх Филарет Русская церковь играла немалую роль в жизни страны Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть с другой - нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства - земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?

Патриарх Филарет Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок октября 1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи Патриарх Филарет Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был сослан, пострижен в монахи под именем Филарет, что должно было лишить его прав на престол.

Патриарх Филарет Освобождённый как «родственник» из монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль«нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником «семибоярщины» Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611 г.) 1 июня 1619 года был освобождён

Патриарх Филарет Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»

Церковная реформа К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений ? – Что брать за основу для исправления богослужебных книг Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий Они засели за благое дело - исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех

Церковная реформа Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев - духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон - архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского, Фёдор Ртищев, настоятель Казанского собора Иван Неронов и др. При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам

Никон и Аввакум Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение – через 6 лет, после смерти Иосифа, он стал Патриархом Московским и всея Руси Патриарх Никон

Никон и Аввакум Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву 1653 г. – Никон начал проводить церковную реформу 1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг Iисус вместо Iсус по греческим образцам (Iисус вместо Iсус) 2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов 3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) 4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая) 5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах (5 вместо7)

Никон и Аввакум Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим Аввакум Петров Современная старообрядческая икона Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,- человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый «Ревнители» пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» они не прекращают Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников

Никон и Аввакум Своих оппонентов - Аввакума, Неронова, Федора и прочих - он отправил в ссылку или отдал под начал в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия Сторону «ревнителей» принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона

В.И. Суриков. Боярыня Морозова г. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом

Падение Никона Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя», к тому же претендовавшего на политическое первенство Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец Обидчивый и гневливый Никон не выдержал - на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей - Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы

Падение Никона В 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло- Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

Падение Никона В этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Сожжение протопопа Аввакума Пётр Евгеньевич Мясоедов, 1897 год

Соловецкое восстание Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги В гг. – продолжалась осада Соловецкого монастыря После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников

Соловецкое восстание Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари) «Гари» следовали одна за другой: с 1675 по 1695 г. их было около сорока, в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев Гонения на старообрядцев продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан