Верютина Г.С. учитель биологии Трифонова Н.В.- учитель информатики МОУ СОШ 43 г.Белгород
План урока: 1. Путешествие в древнюю Пангею. 2. Факторы влияющие на формирование флор и фаун (самостоятельная работа). 3.Типы взаимоотношений между организмами (самостоятельная работа) 4. Заполнение исследовательского листа. 5. Закрепление и применение полученных знаний (выполнение тестовых заданий). 6. Поведение итогов. 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия.
Актуализация знаний I. Работа у доски: 1. Изобразить схематично состав биосферы. 2. Назвать границы биосферы. 3. Распределить уровни организации живой материи. II. По вариантам. Продолжить предложение: Iв. 1.Биосфера – это… 2.Живое вещество – это… 3.Главная функция биосферы заключается в… 4.Диоксид углерода из атмосферы поглощают… 5.Что происходит благодаря круговороту воды… IIв. 1. Ноосфера – это… 2.Учение о биосфере разработал… 3.Основой круговорота служит… 4. Биогенное вещество – это… 5. Роль азотфиксирующих бактерий в круговороте азота…
Познакомиться с геологической историей материков и формированием сообществ живых организмов. Познакомиться с геологической историей материков и формированием сообществ живых организмов. Выяснить какое влияние оказывают климатические условия на формирование биоценозов. Выяснить какое влияние оказывают климатические условия на формирование биоценозов. Представить флору и фауну сформировавшихся биоценозов. Представить флору и фауну сформировавшихся биоценозов. Цель урока:
История формирования сообществ живых организмов позволяет получить ответы на многие вопросы экологии Проблемный вопрос Проблемный вопрос Как же формировались сообщества живых организмов? Как же формировались сообщества живых организмов?
Геологическая история материков Пангея Гондвана Антарктида Австралия Индия Африка Южная Америка Лавразия Евразия Северная Америка
. Разделение материков не могло не отразиться на эволюции растительного и животного мира. Австралия обособилась до появления плацентарных млекопитающих и как результат сохранила до наших дней яйцекладущих и сумчатых животных
Яйцекладущие животные Австралии - ехидна.
Сумчатые животные Австралии – медведь-коала
В Новой Зеландии обитает до сих пор представитель давно вымершего отряда первоящеров. Гаттерия
Выводы: На формирование сообществ живых организмов оказало влияние геологическая история материков. Наряду с этим существуют и другие факторы. Возникают вопросы: Влияют ли климатические условия на формирование флоры и фауны? Если да, то какие? О чем может рассказать такой параметр как количество солнечной энергии, падающей на единицу земной поверхности? Какие формируются сообщества растений и животных? Отразилась ли изоляция материков на их животном и растительном мире?
Тип питания Что используют в пищу? Какие организмы относятся? Название сообщества Флора Фауна Заполнение исследовательского листа (самостоятельная работа) I группа II группа
1. Тундра: Флора: лишайники, мхи, осока, карликовые деревья, кустарники. Фауна: насекомые, птицы, олени, песцы. 2. Тайга Флора: хвойные - ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская Фауна: лоси, олени, дикообразы, полевки, рыси. 1. Тундра: Флора: лишайники, мхи, осока, карликовые деревья, кустарники. Фауна: насекомые, птицы, олени, песцы.
3. Лиственные леса: Флора: дуб, бук, клен Фауна: крот, суслик, белка, медведи, певчие птицы. 4. Степи: Флора: злаки, травы Фауна: грызуны, копытные
5. Пустыни: Флора: кактусы, верблюжья колючка, кустарники. Фауна: кролики, мелкие грызуны, мыши. 6. Тропические леса: Флора: бамбук, лианы, древовидные папоротники, пальмы. Фауна: змеи, ящерицы, обезьяны, попугаи, колибри
В зависимости от количества солнечной энергии, падающей на единицу земной поверхности и следовательно температурных условий, а также от количества осадков формируются специфические сообщества растений и животных. Вывод:
Изоляция Этот фактор характерен для островных популяций. Этот фактор характерен для островных популяций. Острова заселяются видами способными преодолевать морские просторы и зачастую попадающие туда случайно. Поэтому видовой состав на островах всегда беднее. Острова заселяются видами способными преодолевать морские просторы и зачастую попадающие туда случайно. Поэтому видовой состав на островах всегда беднее. На материках ограничивают перемещение живых организмов различные географические препятствия: реки, горы, пустыни, болота и т.д. На материках ограничивают перемещение живых организмов различные географические препятствия: реки, горы, пустыни, болота и т.д.
Сумчатые животные Австралии - кенгуру.
Живые организмы в биоценозах постоянно взаимодействуют друг с другом. Основные взаимодействия - пищевые. Живые организмы в биоценозах постоянно взаимодействуют друг с другом. Основные взаимодействия - пищевые. По типу питания различают: - автотрофы – используют в пищу неорганические соединения. Это растения, бактерии. - автотрофы – используют в пищу неорганические соединения. Это растения, бактерии. - гетеротрофы – нуждаются в пище органического происхождения. Это животные, бактерии, грибы. - гетеротрофы – нуждаются в пище органического происхождения. Это животные, бактерии, грибы. Взаимосвязи живых организмов в биоценозах
Задание учащимся: Создать диаграмму, которая показывала бы зависимость численности флоры и фауны от климатических зон. 1 вариант. В текстовом редакторе WORD диаграмму(столбчатую) 2 вариант. В текстовом редакторе WORD диаграмму (круговую)
Зависимость биоценозов от климатических зон (при построении диаграммы учитывать наибольшие значения) тундра пустыни тайга Лиственные леса степь900 тропики
Зависимость биоценозов от климатических зон 1 вариант
Зависимость биоценозов от климатических зон 2 вариант
(Тест прилагается) Оценивание теста: 100%-90% - оценка «5» 90%-60% - оценка «4» 60%-30% - оценка «3» 30%-0% оценка «2» Организация первичного закрепления (тестовые задания по вариантам)
Изучить параграф 48 стр Изучить параграф 48 стр Составить синквейн. Составить синквейн. Написать сказку. Написать сказку. Описание биоценозов в художественной литературе. Описание биоценозов в художественной литературе. Домашнее задание: Подведение итогов
Рефлексия Этапы урокаОтметка 1. Актуализация знаний 2. Путешествие 3. Самостоятельная работа 4.Тест