Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 139» Огнева И.В. ( учебник под редакцией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик- (-щик-). Я верю друзья к..р..ваны ракет П...мчат нас вп...ред От зв...зды до зв...зды. На пыльных тр...пинках Д...леких пл...нет.
Advertisements

Языковая разминка. 1. Запишите предложения: Пишет ежик: «Листопад. На пеньке семья опят». (Г. Сапгир) 2. Объясните постановку знаков препинания, составьте.
Урок русского языка 5 класс 1 Программа «школа -2100»
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик) имён существительных.
Урок русского языка 6 класс Повторение изученного: Охота пуще (не)воли. (Не)место красит человека, а человек место. Друг – целый клад, (не)другу никто.
БУКВЫ Ч И Щ В СУФФИКСАХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2 Урок 85 © ООО «Баласс», 2012.
неглиже неистовство неприязнь неряха Лётчик находился в тылу врага где встреча с человеком сулила (не) облегчение а смерть.
Что такое суффикс? Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ улыбка- настроение –вера в себя - результат Формула удачи:
С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Русский язык. Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-» Разработала учитель русского языка и литературы.
РАЗНОТЕМНЫЙ УРОК ГРАМОТЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА 1- й класс Пропись 2 к « Русской азбуке »/ В. Г. Горецкий Н. А. Федосова 2- й класс Русский язык : Учебник для.
Урок русского языка в 5 классе по программе «Школа 2100» Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Урок русского языка в 6 классе. Лингвистическая разминка Интерактивная игра «Мешки со словами»
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Транксрипт:

Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 139» Огнева И.В. ( учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта )

I. Организационный момент O Настроить учащихся на изучение нового материала O На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

II. Создание мотивационной установки на изучение темы O Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы O Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) - O Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: O -чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач O Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) O Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

1.Ориентировочно- мотивационный акт O Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. O Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик O Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?

III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) O 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

Основной метод работы – беседа, коллективный диалог O Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. O Подсказка: пять лучей – пять условий. O Учащиеся высказывают свое мнение -ЧИК-

В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж. O -ЧИК- Т З С Ж Д

O Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет », в которой есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик.

IV. Практический этап O Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. O Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике. Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах. С какой целью мы будем выполнять это задание? O Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия O Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.

O В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ) O Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, - нщ, -щн,-рщ» (§15). O Упражнение 691.

O Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»,

O Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2). O Различение омонимичных суффиксов. O В упражнении, где надо было вставить согласную в суффиксы, встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».

V. Рефлексивно-оценочный акт O Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. O Задание. O Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

VI. Этап домашнего задания O Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. O Задание. O Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, - щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.