АВТОР: ПРОНЯКИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА» Герои русской мифологии. Эта таинственная Баба Яга МБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здравствуй, бабушка Яга ! Т ы откуда к нам пришла ?
Advertisements

В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
Роль образа БАБЫ – ЯГИ в русских народных сказках Автор: Чагин Сергей Алексеевич ученик 6 а класса Руководитель: Жданова Татьяна Александровна, учитель.
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят.
Персонажи русских сказок. Баба-Яга, лесная старуха-волшебница или ведьма. Чаще всего она встречается в сказках, где главными персонажами являются маленькие.
Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга» Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная.
Результаты опроса 49 человек Цель проекта Цель: Выяснить, каким героем является Баба Яга: отрицательным или положительным.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного.
Предмет исследования – русские народные сказки. Объект исследования – образ Бабы Яги. Цель исследования: выяснить, положительным или отрицательным персонажем.
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Баба-Яга, кто она на самом деле? Исследовательская проектная работа учащихся 2 и 3 класса. Учитель Пилюгина Н.А.
Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна ГБОУ «Школа 2129»г.Москва.
Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Образ Бабы Яги в русских народных сказках.. Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. Задачи. Узнать.
Выполнил Климов Михаил ученик 3 б класса МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы 1 им. В.И.Кузнецова Научный руководитель Ерина Алла Витальевна,
Исследовательская работа. «Какой персонаж в русских народных сказках Баба- Яга» Работу выполнили ученики 2 класса Руководитель Якушева О.А
Раскроем образ Бабы-Яги в славянской мифологии: лесная старуха, волшебница, ведьма. Рассмотрим образ Бабы-Яги в русских сказках.
Транксрипт:

АВТОР: ПРОНЯКИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА» Герои русской мифологии. Эта таинственная Баба Яга МБОУ «СОШ 8» Наримановского района Астраханской области 2012 г.

Значение образа Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Портрет Бабы Яги: Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Характерные черты образа В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

Она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает Но иногда сама попадает на лопату…

Происхождение образа В древности умерших хоронили в домовинах домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм) Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых

Николай Рерих Изба смерти 1905 г. Название курьи ножки, скорее всего, произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили избу смерти небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VIIX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху русским духом пахнет (запах живых неприятен мёртвым).

К Бабе Яге попадают с заданием не только Иваны, но и красные девицы После узнавания героя или героини по запаху (Яга слепа) и выяснения их нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он «настоящий».

А.Н. Бенуа, иллюстрация из «Азбуки в картинках», 1904 г. И хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Задания Бабы Яги Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли – самогуды.

Прототип Бабы Яги Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы. Г. Милляр в роли Бабы Яги

Музей Бабы Яги В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания. Как вы думаете, почему? «

Иван Билибин «Баба Яга», 1900 г. К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А.С. Пушкин, В.А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников «серебряного века»: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

В. Васнецов «Баба-Яга», 1871 г.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.

Сказки с участием Бабы Яги Баба Яга; Гуси-лебеди; Царевна-лягушка; Василиса Прекрасная; Марья Моревна; Иван-царевич и Белый Полянин; Избушка на курьих ножках; Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что (обработка А. Н. Афанасьева); Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что (обработка А. Н. Толстого); Василий Шукшин: До третьих петухов; Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца; А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне; Сказка о Маше и Ване; Сынко-Филипко; Перышко Финиста ясна сокола (вариант сказки 2) Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. М.: Наука, (Лит. памятники). Т С

Мультфильмы с участием Бабы Яги: «Царевна-лягушка» (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр) «Царевна-лягушка» (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина) «Конец Чёрной топи» «Сказка сказывается» (озвучила Клара Румянова) «Ивашка из Дворца пионеров» (озвучил Ефим Кациров) «Летучий корабль» «Василиса Прекрасная» (озвучила Анастасия Георгиевская) «Приключения домовёнка» / «Сказка для Наташи» / «Возвращение домовёнка» (озвучила Татьяна Пельтцер) «Баба Яга против!» (озвучила Ольга Аросева) «Про злую мачеху» (озвучила Елена Понсова) «Уважаемый леший» (озвучил Владимир Точилин) «А в этой сказке было так…» «Два богатыря» (озвучила Мария Виноградова) «Фантазёры из деревни Угоры» (озвучила Казимира Смирнова) «Бабка Ежка и другие» (озвучила Татьяна Бондаренко) «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (озвучил Александр Ревва) «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (озвучила Наталья Данилова) «Иван Царевич и Серый Волк» (озвучила Лия Ахеджакова)

Источники информации: %81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC %D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0 %B3%D0%B8%D1%8F %81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC %D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0 %B3%D0%B8%D1%8F /01/Ivan_Bilibin_036.jpeg /01/Ivan_Bilibin_036.jpeg 0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0 0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0 /45/Bilibin._Baba_Yaga.jpg /45/Bilibin._Baba_Yaga.jpg

Источники информации 0%B9%D0%BB:Sami_Storehouse.jpg 0%B9%D0%BB:Sami_Storehouse.jpg /97/Izba_Smerti.jpg /97/Izba_Smerti.jpg 0%B9%D0%BB:Baba_Yaga_by_Alexandre_Benois.j pg 0%B9%D0%BB:Baba_Yaga_by_Alexandre_Benois.j pg 0%B9%D0%BB:Milyar2.jpg 0%B9%D0%BB:Milyar2.jpg