Правописание причастий. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2010 г. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Advertisements

(1) Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (2) И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько.
Причастие особая форма глагола, которая обозначает временной ( непостоянный ) признак предмета по действию ( горящая, рисованная и т. п.), отвечает на.
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ Схемы, таблицы, алгоритмы.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Причастный оборот Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Урок русского языка.
Автор : Проценко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ 30 « Физико - математический лицей 30», СПб Причастие как часть речи.
Презентация уроков русского языка по теме «Причастие» в 7 классе Выполнила: Крамарчук Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы гимназии.
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Правописание судфиксов По системе Шаталова Prezentacii.com.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
1.Ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия. 2.Формирование умения различать причастия и прилагательные. 3. Повторить грамматические.
Загадочная страна… Урок русского языка в 7 классе. Учителя Ковальчук Натальи Юрьевны ООШ I – II ступеней с.Молодежного.
Тема урока: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРИЧАСТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
На главную Причастие. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Учитель МОУ СОШ 34 г.Ставрополь Родителева Лариса Васильевна К урокам русского языка в 7 классе.
Транксрипт:

Правописание причастий. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна г. 1

Цели и задачи: повторение и обобщение изученного, отработка практического навыка правописания причастий, подготовка к ГИА и ЕГЭ. 2

Причастие – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль 3

Причастие самостоятельная часть речи либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как и глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший? 4

род прилагательного число падеж Грамматические признаки 5

глагола залог вид время Грамматические признаки возврат- ность переход- ность 6

Как отличить причастие от прилагательного? (какой?) образуются от существительных и обозначают признак предмета: деревянный дом, белые ромашки, морская волна… (какой?) образуются от глаго- лов и обозначают признак предмета по действию: построенный дом, цветущие ромашки, набежавшая волна… ПрилагательныеПричастия 7

Прилагательные:Причастия: Распределите слова по частям речи. Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный. желавшийдлинный красный простой обучавшийся летящий круглый скучающий каменный засыпанный волчий развитый разрушенный добрый скучный гуляющий постаревший радостный пылающий яблочный 8

Причастия могут переходить в прилагательные (если утратили значение глагольности): блестящий (прич.) огонь (т. е. огонь блестит) блестящее (прил.) выступление (т. е. яркое выступление). Найдите причастия! изысканные средства, изысканные манеры взволнованная речь, взволнованное море, рассеянные семена, рассеянные люди, сосредоточенная на поле техника, сосредоточенное внимание, выдающиеся способности, выдающиеся над водой камни, вызывающий к доске учитель, вызывающий вид, ограниченный человек, ограниченная горами местность, избитый человек, избитая тема __________ __________ _________ ______________ _________ _______ _________ ___________ 9

Причастия: действительныестрадательные обозначают признак предмета, который действует сам (читающий мальчик - мальчик, который (сам) читает) обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица) (прочитанная (кем- то) книга - книга, которую прочитали) 10

Распределите причастия. Действительные:Страдательные: снег, засыпавший деревню,деревня, засыпанная снегом, рассказ, сочинённый писателем,писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану,сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш,убаюканный малыш,расколотая чашка, зажжённые свечи,потухший костёр, деревня, засыпанная снегом,снег, засыпавший деревню, рассказ, сочинённый писателем, писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану,сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш,убаюканный малыш, расколотая чашка, зажжённые свечи, рассказавший сказку. потухший костёр, рассказавший сказку. 11

Причастный оборот ( причастие + зависимые слова). Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами. + __ ~~~~~~~~~~~~~~~~ какие? откуда? Листья – определяемое слово опавшие с дерева – причастный оборот + Помните: причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова. 12

Расставьте знаки препинания. Туча нависшая над городом сыпала дождиком. Старик проживший всю жизнь в лесу дичился людей. Плывущие над головой облака были похожи на диковинных животных. На грядках торчали перепутанные горохом бурые листья. Лошади вытянувшие длинные морды и всадники согнувшиеся над ними показывались на время на белом фоне неба. Обвивавший беседку хмель весело зазеленел после дождя. Пламя раздуваемое ветром перекинулось на соседние дома. За столом сидел приехавший недавно из города счетовод. Путешественника впервые отправляющегося на Кавказ не перестаёт удивлять природа этого удивительного края.,,,,,,,,,,,, 13

Образование причастий. настоящее время: прошедшее время: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-,-ш- действительныестрадательные настоящее время: прошедшее время: -ем-(-ом-), -им-, -енн-, -нн-, -т- ^^ ^^ ^^^^^ ^ ^^ если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. перед -вш-, - ш – пишется глаг. суф. из инфинитива: видеть – видевший, слышать - слышавший ^ ^^ ^ 14

Образуйте действ. прич. наст. вр. от глаголов: болеть, скучать, видеть, слышать, тосковать, повторять, строить, подметать, дышать, думать болеющий, скучающий, слышащий, тоскующий, повторяющий, строящий, подметающий, дышащий, думающий Образуйте страдат. прич. наст. вр. от глаголов: читать, ненавидеть, совершать, видеть, слышать, гнать, желать, вырывать, разрушать, освещать читаемый, ненавидимый, совершаемый, видимый, слышимый, гонимый, желаемый, вырываемый, разрушаемый, освещаемый 15

Образуйте действ. прич. прош. вр. от глаголов: увидать, подниматься, нести, тянуть, ловить, дремать, щуриться, шагать, смущаться, укротить увидавший, поднимавшийся, нёсший, тянувший, ловивший, дремавший, щурившийся, шагавший, смущавшийся, укротивший 16

Правописание страдательных причастий. нн н 1) Прич. Если есть приставка, кроме не : раскрашенный. Искл.: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец), приданое. 1) Глаг. прил. Если есть приставка не (только несов. вид.): некрашеный. 2) Глаг. прил. Если оканчивается на – ованный, ёванный: организованный. Искл.: кованый, жёваный, клеваный. 2) Прич. Если причастие краткое (что сделан?): задача решена. 3) Прич. Если есть зависимое слово (т.е. прич.оборот): сеянная весной рожь. 3) Глаг. прил. Если образовано от бесприставочного глагола несов. вида (что делать?): мочёные яблоки (мочить). Искл.: священный, желанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, пеклеванный, жеманный, деланный, данный, чванный, чеканный, обещанный, недрёманный… 4) Прич. Если образовано от бесприставочного глагола сов. вида (что сделать?): решённая задача (решить). Искл.: раненый. Приставка « не» не влияет на «нн» в этих 4 пунктах. 1. Нн и н в причастиях и глагольных прилагательных. 17

Вставьте н или нн. Маринова… ый, сушё…ый, подсушё… ый, полирова… ый, тушё…ый, оглушё… ый, точё…ый, подточе… ый, тушё… ый в кастрюле, травмирова… ый, глаже…ый, бельё выглаже…о, фарширова… ый, посеребрё… ый, калё…ый, раскроше… ый, реза…ый, ране…ый, гружё…ый, разгруже… ый, гружё… ый песком, дрессирова… ый, перемаза… ый, краше…ый, раскраше… ый, нераскраше… ый, мочё… ый в кадке, оккупирова… ый, обеща… ый, ране… ый в плечо, купле… ый, заминирова… ый, несушё…ый, смышлё…ый, бочка наполне…а. ннн н н нн н ннн н нн н 18

2. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Инфинитив на -ать, - ятьИнфинитив на -еть, - ить -а, -я только -е расстрелять – расстрелянный, обещать - обещанный застрелить – застреленный, просмотреть - просмотренный ^^ ^ ^ ^ ^ __ 19

Вставьте нужную гласную перед н. Занавеш…нное, засе…нное, подвеш…нная, намыл…нный, разрез…н, разреж…нные (всходы), вспах…нное, выков…н, выточ…н, обяз…нный, проглоч…нный, увид…нный, потуш…нный, постро…на, вытащ…нный, затопл…н, сколоч…нный, спрят…нный,подар…нный, замеш…ное (тесто), замеш…нный (в плохом деле), обвеш…нный в магазине покупатель, обвеш…нная игрушками ёлка, пристрел…нный зверь, пристрел…нное ружьё, навеш…ное бельё, навеш…нная на петли дверь. еяее аеа аеае ееее е еа е еа еа е я ае 20

полная формакраткая ф.(страд. прич.) какой? какая? какое? какие? изменяются по родам, числам, падежам: вымытый пол – по вымытому полу каков? какова? каково? каковы? имеют в м. р. нулевое окончание: пол вымыт,а в остальных формах- окончания из одной буквы: кухня вымыта, по падежам не изменяются = ~~~~~~ 21

Краткое причастие Краткое глагольное прилагательное Наречие (что сделан?)(каков?) (где? как? когда? куда? откуда? действиепризнак Н столько «н», сколько в полной форме столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано Всё сосредоточено на левом фланге. (Что сделано?) Его лицо было сосредоточенно. (Каково?) Он смотрел сосредоточенно. (Как?) 3. Нн в кратких причастиях, глагольных прилагательных и наречиях

Вставьте н или нн в краткие причастия и краткие глагольные прилагательные. Море взволнова…о ветром. Лицо юноши взволнова… о. Девушка умна и воспита… а. Она воспита…а в хорошей семье. Манеры героя повести были изыска… ы. Средства для экспедиции были изыска…ы. Запросы нашей молодёжи возвыше… ы. Многие простые люди были возвыше…ы Петром I. Клятва сдержа…а. Девочка весьма сдержа… а и замкнута. Чашки весов были уравновеше…ы. Действия молодого человека неуравновеше… ы. Ответы ученицы неувере… ы. Преподаватели не увере…ы в её знаниях. Тучи рассея…ы. Многие люди очень рассея… ы. ннн н н н н н н н 23

СлитноРаздельно 1. Если не употребляется без «не»: недоумевающий взгляд 1. Если есть противопоставление с союзом «а»: не прочитанный, а просмотренный журнал 2. Если отсутствуют пункты раздельного написания: непрочитанный журнал 2. Если есть зависимое слово (прич. оборот): не прочитанный вчера журнал 3. Если к причастию относятся слова, усиливающие степень качества (совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно, абсолютно, полностью, почти…: совсем непродуманное решение 3. Если причастие краткое: книга не прочитана 4.Если отрицание усиливается отриц. мест. или отриц. наречиями (или словами далеко не, вовсе не, отнюдь не): ничем не оправданный поступок 4. Частица « не » с причастиями. 24

Раскройте скобки. Вопросы, (не) решённые учёными, (не) решённые вопросы, вопросы (не) решены, (не) решённые, а поставленные вопросы, никем (не) решённые вопросы, совершенно (не) решённые вопросы,(не) навидящий суету, (не) изрытая земля, (не) вернувшиеся с войны солдаты, сочинение (не) продумано, абсолютно (не) исследованная тайга, (не) скошенные луга, (не) прочитанный журнал, а только полученный. Вопросы, не решённые учёными, нерешённые вопросы, вопросы не решены, не решённые, а поставленные вопросы, никем не решённые вопросы, совершенно нерешённые вопросы, нена - видящий суету, неизрытая земля, не вернувшиеся с войны солдаты, сочинение не продумано, абсолютно неисследованная тайга, не- скошенные луга, не прочитанный журнал, а только полученный. 25

5. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы: на выкраш…нной в зелёный цвет веранде, увлеч…нный делом, скруч …нной проволокой, очищ…нным воздухом, испеч…нную булочку, остриж…нный наголо, сожж…нную бумажку, подслащ…нную воду. е ё е е ё е ё ё В суффиксах причастий - енн и - ен после шипящих под ударением пишется- ё, без ударения– е. Завершённый (прич.). Скошена (прич.). 26

6. Правописание окончаний прилагательных и причастий ( зависит от вопроса ). ПадежВопросМ. р.Ж. р.Ср. р. И. п.Какой?Красный, летящий- ая, - яя- ое, - ее Р. п.Какого?Красного, летящего- ой, - ей- ого, - его Д. п.Какому?Красному, летящему- ой, - ей- ому, - ему В. п.Какой?Красный, летящий- ую, - юю- ое, - ее Т. п.Каким?Красным, летящий- ой, - ей- ым, - им П. п.О каком? Красном, летящем- ой, - ей- ом, - ем Главное: если в вопросе «о», то в окончании «о» или «е» (каком? – ом, ем), если в вопросе «и», то в окончании «и» или «ы» (каким? – им, ым). Не совпадает в И.п. и В.п. м.р. (какой? – ый, ий). 27

Вставьте пропущенные буквы. Любоваться заходящ…м в облака солнцем и бушующ…м морем, беседовать о строящ…мся стадионе, пробираться сквозь неистовствующ…ю пургу, думать о разыгравш…йся метели, рассказывать о промчавш…мся урагане, разговаривать с возвративш…мся братом, наблюдать за взбирающ…мися альпинистами, обрадоваться вернувш…муся брату, подстрелить забежавш…го в деревню волка. ии е у ее и и е е 28

Морфологический разбор причастия. I.Часть речи – особая форма глагола – причастие. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.). 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время (прошедшее или настоящее) в) вид (совершенный или несовершенный) 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (указываем, только если причастие страдательное, потому что действительное причастие кратким не бывает); б) падеж (только у причастий в полной форме, краткие причастия по падежам не изменяются); в) число; г) род (определяется только у причастий в ед.ч.). III. Синтаксическая роль (роль в предложении) – чаще всего определение, в краткой форме – сказуемое. 29

Расставьте недостающие знаки препинания, сделайте разборы. I вариант. Негреющее зимнее солнце тускло светило над белыми холмами. II вариант. Озеро замкнутое поясом густых зарослей поблёскивало внизу ~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~,, _ _ __ (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., полное). (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., осложнено прич. оборотом, полное). [ ]. __ [ ]. + __ + ~~~~~,, прич. об. 30

Негреющее (солнце) – причастие. I. Солнце (какое?) негреющее. Н. ф. - негреющий. II. Пост.: действ., наст. вр., несов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч. ср. р. III. Солнце (какое?) негреющее. Замкнутое (озеро) – причастие. I.Озеро( какое?) замкнутое. Н. ф.- замкнутый. II.Пост.: страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч., ср. р. III. Озеро (какое?) замкнутое. ~~~~~~ 31

Контрольные вопросы. 1.Дайте определение причастия. 2.В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? 3.Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия? 4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ- (-ющ), -ащ- (-ящ)? В суффиксах –ем-, - им-? 5.В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких – е? 6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий? 7.Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов? 8.Расскажите о правописании не с причастиями. 9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми? 32

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении. За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том,(1) что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, (2) обтачивая в тисках медные валики,(3) он,(4) наверное,(5) насвистывал песенку о почтальоне,(6) чей рог поет в туманных долинах,(7) и девушке,(8) собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера,(9) он разговаривал с теми вещами,(10) которые делал,(11) и предсказывал им их будущую жизнь. Ответ: 8 33

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В ненастье (1)сосны стонут (2)и их ветки (3) сгибаемые порывами разъярённого ветра(4) трещат(5) и иногда царапают иглами кору дерева. 1) 1, 3, 4 2) 2, 4, 5 3) 2, 3,4 4) 1, 2, 3, 4, 5 Ответ: 3 34

Среди предложений (1 - 8 ) найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений. (1)Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (2)И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.(3) Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.(4) И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. (5) А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. (6) Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (7) Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. (8)И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как! Ответ: 4, 6 35

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп, когда – то сформировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом, и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. Ответ: 2 36

Конец!!! 37