Формирование экологического мышления на уроках географии Учитель: Петрова О. Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Выполнил: ученик 10 класса.
Advertisements

Природный комплекс ( ландшафт )- это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы ( рельефа, климата, вода, почва, органический мир ) Хозяйственный.
ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗАГРЯЗЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ.
Учебная тема: «Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, парки, скверы» Автор проекта: Улитин Денис Александрович Ученик 9 «Г» класса.
Учитель химии Варивцева Т. В.. Введение Глава 1. Организация исследовательской деятельности на уроках химии Глава 2. Использование исследовательской деятельности.
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
Выполнил: ученик 11 класса Старков В.. Гипотеза: Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной.
Лобанок Елена Николаевна учитель географии ГУО «СШ 12 г. Молодечно.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни через проектную деятельность учащихся среднего звена школы Винокурова М. И. Учитель биологии.
Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
Презентацию выполнила Дьякова Ирина Учащаяся группы П АОУ НПО ПУ 2 с.Викулово Экология и человек Борьба с загрязнением окружающей среды Задание.
Программа экологического кружка «БЕРЕГИНЯ» Составила: учитель биологии МОУ «Арабосинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Иванова Надежда Васильевна.
Геоэкологические проблемы обрабатывающей промышленности.
Химия и охрана окружающей среды. В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи с воздействием человека на природу. Производственная.
Загрязнение гидросферы земли.. Гидросфера Гидросфера – водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники, на 94% представлена.
Влияние деятельности человека на окружающую среду Автор: Никитенко О.Д.
Экологическая ситуация складывалась под влиянием двух противоречивых тенденций: 1. Активизировалась борьба за экологию: Разработаны методические подходы.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Огромный масштаб деятельности человека – воздействие человека на природу усиливалось по мере роста численности населения и усложнения форм его деятельности.
Транксрипт:

Формирование экологического мышления на уроках географии Учитель: Петрова О. Г.

«Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе». Н.Н.Моисеев, академик РАН.

формирование экологического мышления, фундаментом которого являются достоверные знания, практические умения направленные на охрану природы. Цель: формирование экологического мышления, фундаментом которого являются достоверные знания, практические умения направленные на охрану природы.

Целевой компонент Обучающие цели: -формирование и развитие системных знаний и умений Развивающие цели: -развитие способностей и потребностей в экологической деятельности; - интеллектуальное развитие Воспитательные цели: -формирование глобально ориентированного научного мировоззрения

Содержание экологического обучения и воспитания Знаниевый компонент Деятельностный компонент Эмоционально – ценностный компонент Процессуальный компонент

Урочная деятельность дискуссия исследовательская деятельность элементарное географическое прогнозирование составление и решение задач экологического содержания картографирование Модель активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии по развитию экологических знаний Экологически грамотная личность обучающегося

Развитие экологических знаний на уроках географии. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) учитываются следующие положения: ; 1. цель экологического образования; ; 2. знания; 3. содержание; ; 4. экологическое образование - часть общего образования; 5. нормы экологически грамотного безопасного поведения; 6. обучающийся должен осознать себя как часть природы.

Развитие экологического мышления возможно только с помощью проблемного обучения. В основе проблемного обучения лежат понятия: проблемная ситуация, т.е. состояние интеллектуального затруднения ученика, пути, преодоления которого требует поиска новых знаний новых способов деятельности; учебная проблема, т.е. осознание элемента, вызывавшего затруднение, это проблемная ситуация, принятая человеком к решению; проблемный вопрос – (задание или задача) как форма выражения проблемы – противоречие между имеющимися знаниями и требования задания. Решение связано с поиском новых способов деятельности.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: 1. Осознание проблемной ситуации. 2. Формирование проблемы. 3. Применение известных способов действия. 4. Формирование гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Общие выводы.

Этапы урокаПознавательные задачиДеятельность учеников 1.Осознавание проблемной ситуации определить по картам, районы преобладания определенного вида электростанций. Работа по анализу карт. 2.Формулирование гипотезы Предположение, что каждый вид электростанций оказывает экологическую нагрузку на природу. Поиски информации по учебнику и дополнительным материалам информации. З.Доказательство гипотезы Определение экологических последствий для районов преобладания того или иного вида электростанций. Обоснование экологических проблем по полученным ранее данным. Общий вывод: В связи с тем, что многие станции являются аварийными из-за износа технологического оборудования, они требуют реконструкции. Любой из использующихся ныне видов электростанций является технологически устаревшим и оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, но наибольшее загрязнение характерно для ТЭС. Все это стимулирует развитие новых технологий и поиск новых видов топлива.

В качестве примера элементарного географического прогнозирования на уроке и в других формах организации учебного процесса можно привести работу со схематическими моделями природных комплексов.

При этом учебная работа с моделью включает в себя следующие действия: 1) выявить влияние одного компонента на другие, заполнить соответствующие клетки схематической модели ПТК; 2) составить характеристику природного комплекса по типовому плану, используя содержание заполненных граф модели; 3) оценить последствия человеческого воздействия на ПТК, предсказать возможные изменения в природных комплексах, к которым может привести тот или иной вид природопользования; 4) определить направления хозяйственной деятельности людей (в том числе, природоохранные меры) с целью сохранения свойств природы.

Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и береговых водных объектов. Из творческих работ учеников

Основными источниками загрязнения водоемов служат предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности. Микробное загрязнение вод происходит в результате поступления в водоемы патогенных микроорганизмов. Имеет место также тепловое загрязнение вод в результате поступления нагретых сточных вод. Из творческих работ учеников

Меры по борьбе с загрязнением водных ресурсов Естественная очистка водоемов Очистка сточных вод биологическим, физико-химическим или механическим методами. Бессточные производства

Схема очистки сточных вод

Пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов: 1.Ограничить объемы сбросов промышленных стоков в водоемы. 2. Усовершенствовать технологии производства, очистки и утилизации. 3. Разработка новых безотходных технологий и сооружений по очистке. 4. Разработка развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия.

Задача 1. Известно, что в начале 60-х гг. средняя глубина Аральского моря составляла около 30 м. Забор воды для орошения из Сыр- Дарьи и Аму-Дарьи привел к уменьшению объема и площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что ежегодно уровень Арала понижается на 40 см. Требуется вычислить, когда может прекратить свое существование Аральское море, если не принять срочных мер. Задача 2. Подсчитайте, какой объем воды потребуется городу с населением 1 млн человек для разбавления сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность такого города в чистой воде составляет около 0,5 млн куб. м. Перед сбросом в водоемы сточные воды должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды. Задача 3. Установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую площадь акватории займет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?

Анкетирование Анкетирование 1. Знаешь ли ты значение термина «Экология»?

2. Кем является человек для природы?

3. Считаешь ли ты, что можешь повлиять на состояние окружающей среды?

В анкетировании приняли участие 85 учеников, что в расчетах составит 100%.Полученные результаты представлены на диаграмме.

Средние оценки уроков по результатам анкетирования учащихся.

Диаграмма качества знаний: учебный год

Диаграмма качества знаний: учебный год.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!