«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Advertisements

Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII век. ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Как развивались украинские земли в составе Речи Посполитой ? Чем были недовольны.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Презентация занятия элективного курса Авторы: Власова И. А. Кочергов А. Н. ОУ Тюменцевская СОШ.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Раскол 1653 г. – 1656 г. – церковная реформа исправление богослужебных книг - изменение обрядов при ведении службы в церкви - введение троеперстия при.
Россия накануне преобразований История России 10 класс.
Выполнил: Папшев Алексей Ученик 7 класса школы 8 Руководитель: ПрохороваЛ.А. Учитель истории МСУВУ 8 г. Переславль-Залесский.
Внешняя и внутренняя политика Алексея Михайловича.
Проверочная работа по теме «Церковный раскол».. 1. Восстановить в хронологической последовательности события: A. Введение троеперстия; B. Исправление.
Транксрипт:

«Священство и царство»

образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией Множество ошибок и искажений в церковной литературе в связи с рукописным характером книг Множество ошибок и искажений в церковной литературе в связи с рукописным характером книг Необходимость унификации церковных обрядов и богослужебных книг Необходимость унификации церковных обрядов и богослужебных книг Достижение религиозного единства Достижение религиозного единства

Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, протопоп Аввакум, Федор Ртищев, архимандрит Никон Стремление поднять авторитет церковнослужителей Стремление поднять авторитет церковнослужителей Искоренение языческих игрищ и суеверий в народе Искоренение языческих игрищ и суеверий в народе Устранение многогласия Устранение многогласия

древнерусские варианты, которые не подвергались изменениям после падения Византии (протопоп Аввакум) древнерусские варианты, которые не подвергались изменениям после падения Византии (протопоп Аввакум) греческие оригиналы, которые содержат наиболее точное толкование христианских догматов (архимандрит Никон) греческие оригиналы, которые содержат наиболее точное толкование христианских догматов (архимандрит Никон) Никон исправляет богослужебные книги

победила точка зрения Никона, который был избран патриархом всея Руси в 1652 году. победила точка зрения Никона, который был избран патриархом всея Руси в 1652 году. Его поддержали патриарх Иерусалимский Паисий и царь Алексей Михайлович Его поддержали патриарх Иерусалимский Паисий и царь Алексей Михайлович

1652 год – исправление обрядов и книг по греческому образцу: креститься тремя перстами, Иисус, поясные поклоны, а не земные, троекратная аллилуйя, совершение крестного хода против солнца и т.д год – исправление обрядов и книг по греческому образцу: креститься тремя перстами, Иисус, поясные поклоны, а не земные, троекратная аллилуйя, совершение крестного хода против солнца и т.д. ревнители древнего благочестия во главе с Аввакумом отвергли реформы ревнители древнего благочестия во главе с Аввакумом отвергли реформы

1654, 1656 гг. – церковные соборы, на которых Аввакум и его сторонники были обвинены в расколе и сосланы в Сибирь 1654, 1656 гг. – церковные соборы, на которых Аввакум и его сторонники были обвинены в расколе и сосланы в Сибирь Итог: раскол породил две церкви – официальную, под контролем государства, и старообрядческую Итог: раскол породил две церкви – официальную, под контролем государства, и старообрядческую Собор гг. проклял старообрядцев, в ответ раскольники объявили государство и церковь слугами Антихриста Собор гг. проклял старообрядцев, в ответ раскольники объявили государство и церковь слугами Антихриста

Двоеперстие Двоеперстие Отказ подчиняться государству и выполнять повинности в пользу официальной церкви Отказ подчиняться государству и выполнять повинности в пользу официальной церкви Фанатическая преданность старине Фанатическая преданность старине Неприятие нового Неприятие нового

Сохранение древних текстов и икон (созданы до раскола) Сохранение древних текстов и икон (созданы до раскола) Отказ от общения с никонианами и представителями власти Отказ от общения с никонианами и представителями власти Особая личная гигиена Особая личная гигиена

Бегство на окраины, в глухие места, за границу Бегство на окраины, в глухие места, за границу Устройство скитов Устройство скитов В. Суриков. Боярыня Морозова

Враждебное отношение к иноземному и светскому Враждебное отношение к иноземному и светскому Уверенность в воцарении Антихриста Уверенность в воцарении Антихриста Идеи о конце света и огненном крещении – самосожжении – «гари» - Соловецкое восстание (1667 – 1676), Идеи о конце света и огненном крещении – самосожжении – «гари» - Соловецкое восстание (1667 – 1676), массовые «запощевания» (голодная смерть) массовые «запощевания» (голодная смерть) Протопоп Аввакум

Участники: Священники, не принявшие нововведения Священники, не принявшие нововведения Посадские люди (ликвидация белых слобод) Посадские люди (ликвидация белых слобод) Купечество Купечество Крестьяне Крестьяне Отдельные представители высшего сословия Отдельные представители высшего сословия Боярыня Морозова у Аввакума в Пустозерске

Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.

1664 г. – разрыв между Алексеем Михайловичем и Никоном, который заявил о том, что священство выше царства 1666 г. – Никон лишен патриаршего сана Суд над Никоном

Никон сослан в Ферапонтов монастырь, помещен в тюрьму Никон сослан в Ферапонтов монастырь, помещен в тюрьму 17 августа 1681 г. умер 17 августа 1681 г. умер Царь Федор Алексеевич проводил гроб до могилы Царь Федор Алексеевич проводил гроб до могилы С 1682 г. поминается как патриарх С 1682 г. поминается как патриарх

Аввакум: Аввакум: 1664 – возвращен из ссылки в Москву 1664 – возвращен из ссылки в Москву 1666 г. – церковным собором расстрижен и проклят 1666 г. – церковным собором расстрижен и проклят 14 лет просидел в земляной тюрьме в Пустозерске 14 лет просидел в земляной тюрьме в Пустозерске Башня, в которой сидел Аввакум

1682 г. Аввакум по указу царя Федора Алексеевича заживо сожжен «за великие на царский дом хулы»

Гонения на старообрядцев продолжались до XX века и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 года.