В ОЛШЕБНАЯ ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ Методист Колесникова Марина Леонидовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Петриковская роспись Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина Валентиновна.
Advertisements

Давным - давно все окружающие предметы простые люди выполняли из дерева. Дерево было дешевым материалом и доступным. Вот дом, в которых жили простые люди.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Материал к уроку Изобразительного искусства 7 класс.
Золотая Хохлома и Петриковская роспись ГБОУ СОШ 72 ГБОУ СОШ г. 3 класс А Толстых Екатерина.
ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей,
Зачем человеку искусство? Может быть искусство нужно для того, чтобы выразить то, что в нашей душе? Какой вид искусства помогает выразить нам свои чувства.
Жостовская роспись, русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская, или вятская, игрушка – известный вид русского народного искусства. Он зародился в Дымковской слободе ( близ г. Вятки –
Знаем ли мы народную роспись?. Для чего люди украшают предметы домашнего обихода? Какие виды росписей вы знаете?
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях.
Городецкая роспись. Городец город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов– крепостей. Городец.
3 класс Учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г.Усть-Лабинска Герцикова Н.М.
Урало – сибирская роспись – это одна из разновидностей росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири.
«Русские народные художественные промыслы» «Русские народные художественные промыслы» Урок-презентация Автор: учитель технологии и ИЗО Литвинова Л.С. МКОУ.
Народные промыслы России Жестовские подносы. Богородская резная игрушка Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел.
Жостовские подносы Жостовские подносы Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Хохломская роспись. История возникновения хохломской росписи Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине.
Б УКЕТЫ ИЗ Ж ОСТОВА Работу выполнила Кулигина Гульнара, 9 а класс.
Золотая Хохлома Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком»,
Транксрипт:

В ОЛШЕБНАЯ ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ Методист Колесникова Марина Леонидовна

П ЕТРИКОВКА В Д НЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ОДНО ИЗ НЕМНОГИХ, ГДЕ БЕРЕЖНО ХРАНЯТ ТРАДИЦИИ ДРЕВНИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ. П ЕТРИКОВКУ 230 ЛЕТ НАЗАД ОСНОВАЛ П ЕТР К АЛНЫШЕВСКИЙ. И В ЭТОМ ВОЛЬНОМ КАЗАЦКОМ СЕЛЕ ВОЗНИК ОБЫЧАЙ : ЖЕНЩИНЫ СТАЛИ РАСПИСЫВАТЬ СТЕНЫ ХАТ КРАСОЧНЫМИ ЦВЕТОЧНЫМИ УЗОРАМИ.

И Х РИСОВАЛИ КИСТЯМИ, СДЕЛАННЫМИ ИЗ КОШАЧЬЕЙ ШЕРСТИ, СПИЧКАМИ, ОБМОТАННЫМИ МЯГКОЙ МАТЕРИЕЙ, И ПРОСТО ПАЛЬЦАМИ. К РАСКИ РАЗВОДИЛИ НА ЯЙЦАХ И МОЛОКЕ, А ЦВЕТА ВЫБИРАЛИ - САМЫЕ ЯРКИЕ, ПОД СТАТЬ КРАСОЧНОЙ ПРИРОДЕ П РИДНЕПРОВЬЯ. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.

А ВОТ ЕСЛИ ХАТА ОСТАВАЛАСЬ БЕЛОЙ, С ХОЗЯЙКОЙ ПРЕКРАЩАЛИ ЗДОРОВАТЬСЯ, КАК С ЧУЖОЙ. С АМЫХ ПРИЛЕЖНЫХ ХОЗЯЮШЕК В П ЕТРИКОВКЕ НАЗЫВАЛИ " ЧЕПУРУШКАМИ ". Б ЛАГОДАРЯ ИМ НАВЫКИ РОСПИСИ ПЕРЕДАВАЛИСЬ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО 30- Х ГОДОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. У ЖЕ ПОЗЖЕ, УЧИТЕЛЬ А ЛЕКСАНДР С ТАТЕВА ОТКРЫЛ ШКОЛУ И ВЗЯЛ В ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПОСЛЕДНЮЮ ПЕТРИКОВСКУЮ " ЧЕПУРУШКУ " Т АТЬЯНУ П АТА.

А ПОСЛЕ ВОЙНЫ ОДИН ИЗ УЧЕНИКОВ ЭТОЙ ШКОЛЫ - Ф ЕДОР П АНКО - РЕШИЛ ЦЕЛИКОМ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ. Е ГО СТАРАНИЯМИ В СЕЛЕ СОЗДАНО ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "П ЕТРИКОВКА ".

С ЭТОГО ВРЕМЕНИ, ПЕТРИКОВЦЫ БРАЛИ УЧАСТИЕ В РОСПИСИ ПАВИЛЬОНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСТАВОК И МАГАЗИНОВ В М ОСКВЕ И К ИЕВЕ, И ДАЖЕ В ОФОРМЛЕНИИ КАЮТ НЕКОТОРЫХ ПАРОХОДОВ, КОТОРЫЕ КУРСИРУЮТ ПО Д НЕПРУ.

Х ОТЯ В ЭТИХ РАБОТАХ И НЕ УГАДЫВАЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НИЧЕГО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО, НО ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК. Р АСПИСЫВАЯ ТОТ ИЛИ ДРУГОЙ, ДАЖЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПО РАЗМЕРАМ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР, ПЕТРИКОВСКИЕ МАСТЕРА ПЕРЕНОСИЛИ, ПО СУТИ, СВОЙ ДОМАШНИЙ ОБРАЗ В НОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ИЗМЕНЯЯ ЛИШЬ МАСШТАБЫ ДО СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗМЕРОВ.

М ОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО В ПЕРИОД С Г. В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ ФОРМИРОВАНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ. П ОСТЕПЕННО ИЗ ПЕТРИКОВСКИХ КРЕСТЬЯН ВЫДЕЛИЛАСЬ ГРУППА ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСТЕРОВ, КОТОРЫЕ РАСПИСЫВАЛИ НЕ ТОЛЬКО ИНТЕРЬЕРЫ ДОМОВ, А И СУНДУКИ, НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, САНИ, ВЕЯЛКИ, А В НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИИ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ БУМАЖНЫЕ МАЛЕВКИ. Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды, только делают они теперь это иначе. Форму деревянного блюда вытачивают обычно на токарном станке, но профиль не имитирует фаянсовое изделие (как это было раньше), хотя силуэт нового блюда плавностью линий и округлостью формы созвучен гончарным изделиям Полтавской области и юга Украины.

Д ЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК ВЫПОЛНЯЕТСЯ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ НА ХОРОШО ОТПОЛИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКИ ФОНА. В КРАСКИ ПОДМЕШИВАЕТСЯ НЕМНОГО ЛАКА, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ОНИ СТАНОВЯТСЯ ПРОЗРАЧНЫМИ И СКВОЗЬ НИХ ХОРОШО ПРОСВЕЧИВАЕТСЯ ДЕРЕВО. П ЕРВЫЕ ТАКИЕ БЛЮДА ПОЯВИЛИСЬ В 1963 Г.

О СОБЕННОСТЬ ИХ РОСПИСИ - В ВЫСОКОМ ГРАФИЧЕСКОМ ИСПОЛНЕНИИ, В СДЕРЖАННОСТИ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ ( КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА ) И ДЕКОРАТИВНОСТИ ВСЕЙ КОМПОЗИЦИИ. Э ТО НОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННО РАСПИСАННОЙ ПОСУДЫ НА ПОЛНОСТЬЮ СОВРЕМЕННОЙ ОСНОВЕ. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении

В ОЛШЕБНЫЙ ПЕТРИКОВСКИЙ ЦВЕТОК РАСЦВЕЛ НА ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ФАРФОРОВОМ БЛЮДЕ, ЗАГАДОЧНЫМ УЗОРОМ ЛЕГ НА ШЕЛКОВУЮ ТКАНЬ, ЦЕННЫМ САМОЦВЕТОМ ЗАСВЕРКАЛ НА ЛАКИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ СУВЕНИРНОЙ ШКАТУЛКИ. С ОВРЕМЕННЫЙ ПЕТРИКОВСКИЙ ОРНАМЕНТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК РАСТИТЕЛЬНЫЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЦВЕТОЧНЫЙ.

О Н ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ РЕАЛЬНЫХ ФОРМ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ И СОЗДАНИИ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ФАНТАСТИЧЕСКИХ, НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ ЦВЕТОВ ( НАПРИМЕР, " ЛУЧКА " ИЛИ " КУЧЕРЯВКИ "). Ш ИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИМЕЮТ МОТИВЫ САДОВЫХ ( ГЕОРГИНЫ, АСТРИ, РОЗЫ ) И ЛУГОВЫХ ( РОМЕНИ, ВАСИЛЬКА ) ЦВЕТОВ И ЯГОД КАЛИНЫ, КЛУБНИКИ И ВИНОГРАДА. Х АРАКТЕРНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКЖЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИСТВЫ, КОТОРУЮ НАЗЫВАЮТ " ПАПОРОТНИКОМ ", БУТОНОВ И ПЕРИСТОЙ АЖУРНОЙ ЛИСТВЫ. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти.

К РОМЕ КИСТИ, П ЕТРИКОВСКИЕ МАСТЕРА ПРИМЕНЯЮТ СТЕБЛИ, ЩЕПОЧКИ, А ЯГОДЫ И НЕКОТОРЫЕ ЦВЕТЫ РИСУЮТ ПРОСТО ПАЛЬЦЕМ. П ЕТРИКОВСКИЕ МАСТЕРА ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ РОСПИСИ НА БУМАГЕ ЯИЧНУЮ ТЕМПЕРУ, В НАСТЕННОЙ РОСПИСИ - ГУАШЬ, ЯИЧНУЮ ТЕМПЕРУ И МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ НА ГРУНТЕ, А НА ДЕРЕВЕ ПРЕОБЛАДАЕТ ПОДЛАКОВАЯ РОСПИСЬ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.

О СНОВНЫМИ ТРАДИЦИОННЫМИ КОМПОЗИЦИОННЫМИ СЮЖЕТАМИ ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО, КОТОРЫЕ ЧАСТО НАПОМИНАЮТ МАНУФАКТУРНЫЕ КОВРЫ XIX СТОЛЕТИЯ, " ВАЗОН "," БУКЕТ ", ОТДЕЛЬНУЮ " ВЕТОЧКУ " И " ФРИЗ ".

Э ТИ ВИДЫ КОМПОЗИЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В НАСТЕННОЙ РОСПИСИ КАК КОМПОНЕНТЫ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА ИНТЕРЬЕРА. Х АРАКТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ТРАДИЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ, НАПРИМЕР, ПЕТРИКОВСКОГО " БУКЕТА " ЕСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ В ЕГО ЦЕНТРЕ ТРЕХ БОЛЬШИХ ЦВЕТКОВ, ИЗ СТОРОН КОТОРЫХ ОТВЕТВЛЯЮТСЯ МЕНЬШИЕ ЗА РАЗМЕРОМ ЦВЕТОЧКА И БУТОНЫ, КОТОРЫЕ ЗАВЕРШАЮТСЯ ГРАЦИОЗНО ВЫГНУТЫМИ УСИКАМИ И СТЕБЕЛЬКАМИ ЛУГОВЫХ ТРАВ. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.

Д ЛЯ КОЛОРИТА ТРАДИЦИОННОЙ ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ ХАРАКТЕРНОЕ КОНТРАСТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ СПЕКТРА, ПРИЧЕМ ПРЕОБЛАДАЮТ КРАСНЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ. Н ЫНЕ ПЕТРИКОВСКИЕ МАСТЕРА, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ УЖЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЧАСТО ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ КОМПОЗИЦИИ В ТЕПЛОЙ ИЛИ ХОЛОДНОЙ ГАММЕ. И НТЕРЕСНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПИШУТ ОНИ ОТ СЕБЯ, А НЕ К СЕБЕ, КАК ЭТО ДЕЛАЮТ, НАПРИМЕР, ХОХЛОМСКИЕ МАСТЕРА ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ.