Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Advertisements

Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Тропы. Стилистические фигуры Дата: г. Класс: 11 Предмет: русский язык Учитель: Тимкова Татьяна Степановна.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Изобразительно- выразительные средства Автор: Балясова м. Руководитель: Димиева Э.В. Изобразительно- выразительные средства Автор: Балясова м. Руководитель:
Проект представляет учитель первой категории МБОУ «Новошешминская гимназия» МБОУ «Новошешминская гимназия» Пузикова Ольга Сергеевна.
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Транксрипт:

Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.

средство художественного изображения, основанное на п пп преувеличении. Гипербола - Глаза громадные, как прожекторы. ( В. Маяковский ) ( В. Маяковский ) Это образное выражение,содержащее н нн непомерное преувеличение размера,силы,значения какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал… ( В.Маяковский) ( В.Маяковский).

Гротеск - П ПП Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина) (у Салтыкова –Щедрина)

Ирония о- оо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д дд двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противо- положный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? ( И. Крылов.) ( И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Литота - средство художественного изображения, осно- ванное на п пп преуменьшении (в противоположность гиперболе) Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) Онепомерное преуменьшение О бразное выражение,содержащее непомерное преуменьшение размера,силы,значения какого-либо предмета,явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)

Метафора (развёрнутая метафора) - скрытое сравнение. В сходству их значений В ид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин) греч.(перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отноше- нии двух предметов или явлений. (Словарь лингвистических терминов ) Метафора Метафора простая: Нос корабля,ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь (метафора построена на сближении предметов,явлений по одному признаку) Метафора развёрнутая: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает Их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М. построена на различных ассоциациях по сходству)

Метонимия - В сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. В ид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия дея- тельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин) (греч. переименование).Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов) Ну, скушай же ещё тарелочку,мой милый! (Крылов) Читал охотно Апулея,а Цицерона не читал.(Пушкин)

Олицетворение - - Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они н нн наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев.) троп,состоящий в п пп приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Перифраз (или перифраза ) - 2) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Царь зверей (вместо лев) (греч. «описательный оборот,опи- сание») 1)Выражение являющееся о оо описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора ) Туманный Альбион (вместо «Англия») Творец Макбета (Шекспир ) Певец Литвы (Мицкевич )

Синекдоха - Вид метонимии, состоящий в п пп перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли») ( А.Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. А) Часть вместо целого: Б) Родовое название вместо видового: Ну что ж, садись,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце») В) Видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги») Г) Единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)

Сравнение - сопоставлении явления или Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. понятия с другим явлением. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (И. Некрасов ) (И. Некрасов ) уподоблении одного предмета другому троп,состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается: А) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. ( Б.Горбатов) Б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее,всех дороже, русская суглинистая,жёсткая земля. ( А.Сурков) В) оборотами со сравнительными союзами Внизу,как зеркало стальное,синеют озера струи.( Ф.И.Тютчев) Г) лексически (при помощи слов п пп подобный,похожий и т.д.) Её любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. ( Серафимович ) ( Серафимович )

Эпитет - Образное определение, слово, Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) (греч. «приложение»). определяющее предмет и подчёркивающее его свойства Весёлый ветер, мёртвая тишина,седая старина,чёрная тоска При расширенном толкованиине только прилагательное, При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное,но и существительное – приложение определяющее существительное,но и существительное – приложение, а также наречие наречие,метафорически определяющее глагол. Мороз – воевода,бродяга – ветер, старик океан ; Гордо реет Буревестник (М.Горький) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно,злобно, бешено. (А.Толстой) Постоянный эпитет. часто встречающийся в народном поэтическом творчестве Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое. Море синее,поле чистое,солнце красное,тучи чёрные; добрый молодец,красна девица, зелена трава…

Анафора - (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф,прозаи- ческого отрывка. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин.) (А. Пушкин.) Анафора звуковая: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин.) Анафора морфемная : …Черноглазую девицу, Черногривого коня. Черногривого коня. Анафора лексическая: Анафора синтаксическая: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. ( А. Пушкин.)

Антитеза - Стилистический п пп приём контраста, п пп противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Богатый и в будни пирует,а бедный и в праздник горюет. (поговорка) Где стол был яств,там гроб стоит. Г.Р.Державин.

Градация - (постепенность ) стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, п пп по возрастающей или убывающей. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.) (С. Есенин.) Градация восходящая - Пришёл, увидел, победил. Юлий Цезарь Юлий Цезарь Градация нисходящая - расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Присягаю ленинградским ранам, Первым разорённым очагам; Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. О.Берггольц. О.Берггольц. расположение слов в порядке усиливающегося значения.

Инверсия - ( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. ( А. Пушкин.) ( А. Пушкин.) В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не явля- ется обычным В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не явля- ется обычным) или,наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. Помогла им чистейшая случайность. (инверсировано подлежащее) Не надеюсь я на его аккуратность. (инверсировано сказуемое)

Лексический повтор - Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Простите, простите, простите, меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю… Повтор слов: 1) для обозначения большого числа предметов,явлений. За теми деревнями леса,леса, леса. 2) для усиления признака, степени качества или действия. Вот тёмный, тёмный сад. И ближе,ближе всё звучал грузинки голос молодой. М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов. 3) для указания на длительность действия. Зимы ждала,ждала природа. А.С.Пушкин. А.С.Пушкин.

Оксюморон - Мёртвые души Например: (греч.- « «« «остроумно-глупое») С тилистическая фигура, состоящая в с сс соединении двух понятий, противоречащих друг другу,логически исключающих одно другое. Горькая радость. Звонкая тишина Красноречивое молчание Сладкая скорбь

Риторический вопрос, восклицание, обращение - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для э ээ эмоционального воздействия на читателя. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Вопросительно- риторическое предложение содержит утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна? Риторическое обращение – стилистическая фигура,состоящая в том,что высказы- вание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутст- вующему, тем самым усиливая выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? А.С.Пушкин.

Синтаксический параллелизм - Приём, заключающийся в с сс сходном построении предложений, строк или строф. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.) (М. Лермонтов.) ( (( (греч. «рядом идущий»). Одинаковое синтаксическое построение ( одинаковое расположение сходных членов предложения ) сосед- них предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт. ( Лебедев –Кумач) ( Лебедев –Кумач) Твой ум глубок,что море. Твой дух высок,что горы. ( В.Брюсов) ( В.Брюсов) Параллелизм отрицательный. Параллелизм,построенный на отрицательном сравнении То не чудо сверкает над нами, То не полюса блеск огневой,.. ( Н.Тихонов) ( Н.Тихонов)

Умолчание - поразмышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерван- ном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.) оборот речи,заключающийся в том, что а аа автор не до конца выражает мысль,предоставляя читателю ( слушателю ) самому догадаться, что именно осталось невысказанным, Но слушай :если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.С.Пушкин.) (А.С.Пушкин.)

Эллипсис - пропуске Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения одного из членов предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации по смыслу. Мы сёла в пепел, грады в прах, В мечи серпы и плуги. (В. Жуковский ) (греч. «выпадение,опущение») Во всех окнах – любопытные,на крышах – мальчишки. (А.Толстой ) Шампанского! (А.П.Чехов) используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности,интонации живой речи динамичности,интонации живой речи,художественной выразительности. Вместо хлеба – камень,вместо поученья – колотушка. (М.Е.Салтыков - Щедрин ) Элипсис

Эпифора - повторение в конце стихотворных строк слова Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня ! (А.Блок ) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? ( Н.В.Гоголь )

Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... ( П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка з зз звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин )

Спасибо за внимание!

1.Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград, Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь- справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение,