В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Advertisements

Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
Женский головной убор (Республика Марий Эл). Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим.
Ногайская национальная одежда.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
Воспитатель: Яркова Т.Г.. Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с.
Чувашский национальный костюм. ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ МАСТЕРИЦЫ ВЫБИРАЛИ МОНЕТЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ИХ РАЗМЕРАМ, НО И ПО ЗВУЧАНИЮ. МОНЕТЫ, ПРИШИВАЕМЫЕ.
Татары – тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России. Татары являются вторым по численности этносом после русских в РФ.
Национальная одежда кряшен Связь народного костюма с национальным характером, историей, укладом жизни народа Проект выполнен ученицей 5 Б класса СОШ 9.
КОСТЮМ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ XIX ВЕКА Летняя и обрядовая одежда.
Выполнили: Ученицы 10«А» класса Средней школы 5 Капарова Анар, Абрамова Валерия.
Казахская национальная одежда отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными и климатическими условиями.
Выполнила презентацию: Азнабаева Н.И. Национальный татарский костюм.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Кузнецов Тимур ученик 1 «Б» класса МБОУ СОШ 19 ГО Верхняя Тура Свердловской области г.
Шумбрат Национальный костюм. Вступление Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых.
Транксрипт:

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф, профессор Н. И. Воробьёв

Традиционные женские головные уборы наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма.

Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения ( с покрывалом или без ) и художественного оформления ( золотое шитье, шитье жемчугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация самоцветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.).

По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку с гипотенузой до 2,5 м. Изготовляли его из белого или нежно - кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора ( битлек ) оформлялась позументом, несколькими монетками. Поверх « ө рп ә к » ( покрывало ) надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом или позументная шапочка.

Общим для всех групп мишарей являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар – полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. У темниковско - азеевских мишарей он надевался поверх волосника - чепца с накосником чехлом для кос. Концы тастара украшались узорами тамбурной вышивки.

У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку ( кашпау ).

Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов : отдельно чепца и накосника чехла. В городе Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско - татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.

Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных покрывал : длинного ( тастар ) и короткого ( чибар яулык ). В оформлении этих полотенец применялись высокохудожественное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаментированные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибар яулык. В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирские мишарки, поверх тастара надевали кашбу ( кашпау ) древне - тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, украшенный серебряными монетами, нукратками, бисером, кораллами. Девичья бисерно - монетная шапочка ( такъя ) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.

Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар - мусульман и с особенностями их этнокультурного развития ( воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры ). Головной убор заказанских и западно - закамских кряшен состоял из волосника - чепца, головного покрывала, полотенцеобразной повязки ( ак яулык – белый платок ) и свадебного покрывала. Происхождение этого убора этнографы связывают с головным убором русских женщин. Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник - чепец, головное покрывало ( чукол ), налобную монетную повязку, монетные височные украшения и напоминали древние « шлемовидные » уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных ( обрядовых ) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть которого была полукруглой и напоминала русский кокошник.